"Игры и Игрушки" №1-2021
Ваш ребёнок врёт?
Почти каждый родитель хоть раз в жизни, видя результаты какой-нибудь детской шалости, шутливо интересовался у ребёнка: «Кто же это сделал?». Оказывается, таким вопросом родители дают ребёнку возможность выдумать, того, кто это сделал, то есть подталкивают соврать…
Многие родители делают за детей поделки в садик, уроки в школу, а ребёнок потом вынужден выдавать труды родителей за свою работу. Получается, что взрослые нормально относятся к вранью, только как-то делят его на «хорошее» и «плохое».
Эти несложные правила помогут детям и родителям наладить жизнь без вранья, сделать её более насыщенной и счастливой.
Многие родители делают за детей поделки в садик, уроки в школу, а ребёнок потом вынужден выдавать труды родителей за свою работу. Получается, что взрослые нормально относятся к вранью, только как-то делят его на «хорошее» и «плохое».
Вам ещё непонятно почему дети «врут»?
- Малыши иногда могут упускать важные подробности какого-либо события. Дело в том, что пока у ребёнка формируется мышление и речевой аппарат, он не может понять, что люди видят мир иначе, а потому в своём рассказе опускает некоторые моменты. Он считает, что мы их и так знаем!
- У детей очень хорошо развито воображение. Ребёнок ярко представляет всё, о чём он рассказывает, выдуманное является для него настоящим, он часто не чувствует перехода от нереального к реальному, и наоборот.
- Есть дети, у которых склонность к фантазированию преобладает в характере: им свойственно украшать все истории, ведь их главная задача - говорить так, чтобы всем было интересно! Ну не могут они просто рассказать, как они купили хлеб, нужно добавить немного деталей.
Что сподвигает детей ко лжи?
- Чтобы узнать реакцию взрослого.
- Манипулирование, чтобы получить желаемое.
- Для избежания наказания.
- Если затронута болезненная тема.
- Копирование поведения взрослых, которые так поступают (иногда неосознанное).
- Для подтверждения имиджа, выстроенного поведением родителей.
- Любые другие ситуации для достижения желаемого.
Особенно нужно обратить внимание на следующие случаи:
- У ребёнка есть выдуманный друг. Это значит, что родители слишком много ругают ребёнка, а на «друга» он просто сваливает вину за свои проступки.
- Ребёнок живёт в ярком выдуманном мире с удивительными сюжетами. Ему может не хватать любви, ласки, заботы родителей или общения со сверстниками. Он отгораживается от реальности и зачастую ему приходится врать.
Что делать, чтобы избежать проявлений лжи в привычках, характере ребёнка?
- Не врать самим.
- Хвалить за честность, не ждать, когда ребёнок проколется на вранье.
- До 3-х лет не уличать ребёнка во вранье, не называть лжецом, но и не подыгрывать, если ребёнок говорит неправду.
- Детям постарше можно сказать: «Не надо мне говорить неправду. Скажи, что тебя беспокоит, и мы вместе что-то придумаем».
- Говорить «Я-сообщениями». Например, «Я и подумать не могла, что когда-нибудь ты будешь бояться сказать мне правду». Реакция родителей на правду должна быть адекватной, ведь ребёнок может врать из страха.
- Не читать нотации, не ругать и не стыдить.
- Не наказывать чем-то материальным (гаджетом, сладким, игрушкой).
- Спокойно объяснить ребёнку, что за правду не наказывают. Нельзя нарушать это правило! Если ребёнок доверится родителю, а в итоге всё равно будет наказан - доверие будет подорвано навсегда.
- Родителю надо узнать и принять своего ребёнка, не пытаться его переделать. В этом может помочь психологическое упражнение: выписать качества, которые родитель хотел бы видеть у своего ребёнка, а потом ручкой другого цвета подчеркнуть те, которые уже есть. Возможно, результат приятно удивит!
- Ещё одно психологическое упражнение: ребёнок выписывает фразы, которые хотел бы слышать от родителей на один листок, а те, которые не хотел бы на другой. Листки надо повесить на видное место.
- Быть внимательным к ребёнку, любить его! Больше «обнимашек» и «целовашек», игр на тактильность: массажи, бои подушками, танцы.
- С детьми от 5 лет надо играть в молчаливого слушателя. Понадобятся песочные часы на 2-3 минуты. Надо сказать ребёнку, что пока идёт время, он может говорить, что и как захочет про кого угодно, и всё, что он скажет, останется только между ним и родителем. Нельзя осуждать или ругать ребёнка за сказанное.
- У ребёнка должна быть его личная комната (или какое-нибудь пространство).
- В распорядке дня школьника обязательно должно быть время «ничегонеделания» (минимум час в день).
Эти несложные правила помогут детям и родителям наладить жизнь без вранья, сделать её более насыщенной и счастливой.
Елена Бурьевая
детский психолог, арт-терапевт
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку