"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2019
Волшебница вода
Цель: совершенствовать навыки звукового анализа, развивать художественные способности детей.
Образовательные задачи: познакомить детей с творчеством художника-мариниста И. К. Айвазовского; обогатить словарь детей терминами: маринист, горизонт, белые барашки, штиль; расширять активный словарь детей, используя различные виды словообразования (уменьшительно-ласкательные слова, родственные слова).
Развивающие задачи: развивать фонематический слух – умение выделять все звуки в слове; закреплять навык определения количества слогов и последовательности звуков в словах, совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза; развивать у детей способность чувствовать и откликаться на переданное художником настроение; совершенствовать мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение, умозаключение), развивать воображение.
Коррекционные задачи: формировать полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукового состава слова; коррекция дефектов произношения.
Воспитательные задачи: воспитывать культуру речевого общения – совершенствовать умение слышать товарищей и отвечать на поставленный вопрос; воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Предварительная работа: рассматривание пейзажей русских художников.
Оборудование и наглядный материал: проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, репродукции картин И. К. Айвазовского, аудиозаписи «Шум моря. Прибой. Чайки»
Раздаточный материал: пеналы с сигналами для составления схем, листы белой бумаги, акварельные краски, подставки, кисти, бумажные салфетки, баночки с водой, клей, 2 треугольника для парусника.
Ход деятельности
Логопед: Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.Дети: Здравствуйте.
Логопед: О каком веществе мы сегодня будем говорить? (На доске поочерёдно появляются слайды-подсказки. По ходу показа воспитатель задаёт наводящие опросы.)
Дети: О воде.
Логопед: Правильно, мы поговорим о воде. Зачем нужна вода? (Ответы и рассуждения детей.) Когда мы говорим «вода», мы произносим слово. А у всех слов есть родственники. Их называют «родственными словами». Я прочитаю вам рассказ, а вы запомните и назовите родственные слова для слова «вода». (Логопед читает текст.)
Логопед: Молодцы. Таких родственных слов ещё очень много. (Зачитываются родственные слова. Затем проводится физкульт минутка.)
Логопед: Сейчас мы разберём слово «вода» и нарисуем схему. (Параллельно воспитатель проводит показ схемы на доске для контроля.)
Логопед: Ребята, скажите, что это у меня в руках?
Дети: Глобус.
Логопед: Что такое глобус?
Дети: Это модель нашей планеты Земля.
Логопед: Почему наша планета голубого цвета? (Ответы детей.) Подойдите к экрану. Мы говорим о воде. А как называют места, где находится вода?
Дети: Водоёмы.
Логопед: Какие водоёмы вы знаете? (Показ слайдов. Беседа по ним.)
Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь были на море? (Ответы детей.) Предлагаю вам закрыть глаза и представить, что мы с вами оказались на море. (Прослушивание музыки). Мы стоим на берегу, под ногами тёплый песок. Каждый день море разное. Сегодня оно спокойное и тихое и, как будто нет ничего более ласкового, чем его лёгкие волны. Вода отражает солнечные лучи и слепит глаза. А завтра всколыхнёт море сильный ветер и величественные волны уже бьются о берег. Голубое небо станет серым и грозовым. Даже цвет морской воды часто меняется — то она почти голубая, то тёмно-синяя, то зеленоватая. Все её оттенки даже не перечислить. Я люблю прогулки у моря.
Открывайте глаза. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. (Показ репродукций художника-мариниста К.И. Айвазовского). Скажите, как одним словом можно назвать всё, что вы увидели? (Ответы детей.) Кто пишет картины? (Ответы и рассуждения детей.) Ребята, а художник, который пишет морские пейзажи, называется маринист.
Самый известный в мире русский художник-маринист К.И Айвазовский. (Педагог демонстрирует портрет художника.) Он написал много картин и все они про море. (Показ репродукций на одном слайде). Давайте сравним некоторые из них. Посмотрите, какие краски выбрал художник, чтобы показать бурю на море? (Ответы детей.) А какие он использовал краски, чтобы показать море ласковое, спокойное? (Ответы детей.) Такое состояние моря называется — штиль. На морской глади моря появляется белая морская пена, которая выглядит как белые барашки. Ребята, понравилось ли вам море?
Дети: Да, оно как живое. Как настоящее.
Воспитатель: А хотите почувствовать себя маринистами? Я предлагаю вам нарисовать морской пейзаж, но для начала немного разомнёмся. Выходите. (Проводится динамическая пауза «Прогулка по морю».)
Что мы видим на просторе? (Дети поочередно прикладывают ладони ко лбу, вытягиваясь и вглядываясь вдаль.)
Волны плещут в Чёрном море. (Волнообразные движения руками с покачиванием туловища.)
Вот и мачты кораблей. (Встать на носки, вытянуть руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Приветственные махи руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем. (Ходьба на месте.)
Что-то жарко стало, братцы,
Не пора ли искупаться. (Обмахивание руками.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Гребём руками и ногами.
Кто угонится за нами? (Имитация плавательных движений.)
Всё. На берег вылезаем.
И на песочке отдыхаем. (Сесть на ковёр.)
Ракушки ищем мы в песке.
Их сжимаем в кулаке. (Наклоны из положения сидя, имитация поиска ракушек, сжимание кулака.)
А сейчас, мы преступаем к работе. (Воспитатель объясняет и показывает этапы рисования. Самостоятельная деятельность детей.)
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня рисовали? (Ответы детей.) С каким художником вы сегодня познакомились?
Дети: Айвазовский.
Воспитатель: А как называют художников, которые рисуют море?
Дети: Маринисты.
Воспитатель: Давайте рассмотрим ваши рисунки. (Обсуждение детских работ.)
Ирина Артамошкина, учитель-логопед в. кв. кат.
Елена Пашнина, воспитатель I кв. категории
МБДОУ д/с № 124, г. Челябинск
Рекомендуем почитать
- Комментарии