"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2020
Я учусь одеваться сам
Дидактическое пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ

Дидактическое пособие «Я учусь одеваться сам» создано для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и воспитания навыкам самообслуживания, нацеленных на удовлетворение личных нужд, связанных с процессами одевания, раздевания и уходом за своей одеждой. В процессе игры с данным пособием ребёнок учится аккуратности, опрятности, получает представления о различных видах одежды и её названиях, о частях тела, цветах, временах года, происходит совершенствование мелкой моторики, координации движений, памяти, внимания.
У детей с особыми образовательными потребностями развитие навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Наша задача – помочь обучающимся с особенностями в развитии приобрести независимость в повседневной жизни. Самый простой способ научить ребёнка одеваться – научить одевать игрушки.
Описываемое пособие представляет собой куклу из фанеры и предметы одежды с разнообразными застёжками: пуговицами, молниями, кнопками, липучками, ремешками, бантами, шнурками, крючками и булавками. С помощью учебного набора дети осваивают и закрепляют умение в правильной последовательности одевать и застёгивать одежду сначала под руководством педагога, а затем самостоятельно. Осваивая механизм каждой застёжки, ребёнок учится целеполаганию и нахождению способов достижения цели, самоанализу, самоконтролю и коррекции собственных ошибок. Например, пуговица не пролезает в петлю, молния не застёгивается, шнурки не завязываются – ребёнок сам подбирает необходимый способ решения задачи, что способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.

Посредством дидактического пособия «Я учусь одеваться сам» реализуются следующие задачи:
Ход игры: педагог показывает детям предметы одежды, называет их, обращая внимание на цвета и детали.

Ход игры: нужно одеть куклу так, чтобы она не простудилась, то есть соответственно погоде. Детям предлагается поочерёдно выбрать из одежды необходимую, назвать предметы одежды и этапы одевания.
Ход игры: ребёнок подходит к прилавку с куклой и покупает для неё наряд, называя цвет и детали нужной одежды.
Ход игры: ребёнок самостоятельно одевает куклу, подбирая подходящие предметы одежды и рассказывая о них.
Ход игры: дети приходят в ателье и заказывают одежду. Швея на детской швейной машинке шьёт одежду для куклы по заказу.

Цель: формирование представлений об одежде и её назначении, умения ухаживать за одеждой.
Образовательные задачи: научить называть предметы одежды, их цвет, выделять функциональное назначение одежды, правильно одевать куклу.
Коррекционные задачи: развивать мелкую и крупную моторику, слуховое и зрительное восприятие, умение понимать и выполнять инструкцию.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к вещам, взаимопомощь.
Словарная работа: имена существительные: названия одежды, детали одежды; глаголы: стираем, сушим, гладим, одеваем, застёгиваем; прилагательные: цвета одежды.
Предварительная работа: рассматривание карточек «Одежда», игры и упражнения.
Оборудование: кукла из фанеры, предметы одежды для куклы с различными видами застёжек, тазик, игрушечный утюг.

Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Катя. У неё очень много одежды, но она не умеет за ней ухаживать. Давайте покажем Кате, как надо ухаживать за одеждой.
Воспитатель: Кто пришёл к нам в гости? (Ответы детей.) Посмотрите, какую одежду принесла Катя? (Дети перечисляют предметы одежды и называют цвета.) Сейчас мы будем стирать одежду, а затем гладить. (Педагог показывает пример, как стирать в тазике, а затем гладить утюгом. Дети повторяют.) Скажите, что мы приготовили для Кати? (Дети перечисляют предметы одежды, цвета и детали.)
Воспитатель: Теперь кукле Кате надо помочь одеться. (Дети с помощью педагога определяют последовательность одевания, по очереди берут предмет одежды, называют его, говорят, какого цвета и на какую часть тела необходимо его надеть (синие колготки – на ноги, коричневые варежки – на руки, жёлтую шапку – на голову) и одевают куклу, используя застёжки.)

Для закрепления темы следует провести работу с дидактическим пособием «Я учусь одеваться сам» это даёт положительные результаты в развитии и совершенствовании навыков самообслуживания у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся лучше запоминают предметы одежды, детали и цвета, усваивают правильную последовательность в одевании и раздевании, осваивают способы застёжки. Дидактическое пособие рекомендовано на индивидуальных и подгрупповых коррекционных (дефектологических) занятиях.
Подобранный учебный материал и хорошо структурированная система занятий по формированию навыков самообслуживания позволяет разнообразить данную деятельность, используя игровые приёмы, подавая материал более привлекательно, постоянно поддерживая интерес обучающихся.

Дидактическое пособие «Я учусь одеваться сам» создано для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и воспитания навыкам самообслуживания, нацеленных на удовлетворение личных нужд, связанных с процессами одевания, раздевания и уходом за своей одеждой. В процессе игры с данным пособием ребёнок учится аккуратности, опрятности, получает представления о различных видах одежды и её названиях, о частях тела, цветах, временах года, происходит совершенствование мелкой моторики, координации движений, памяти, внимания.
У детей с особыми образовательными потребностями развитие навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Наша задача – помочь обучающимся с особенностями в развитии приобрести независимость в повседневной жизни. Самый простой способ научить ребёнка одеваться – научить одевать игрушки.
Описываемое пособие представляет собой куклу из фанеры и предметы одежды с разнообразными застёжками: пуговицами, молниями, кнопками, липучками, ремешками, бантами, шнурками, крючками и булавками. С помощью учебного набора дети осваивают и закрепляют умение в правильной последовательности одевать и застёгивать одежду сначала под руководством педагога, а затем самостоятельно. Осваивая механизм каждой застёжки, ребёнок учится целеполаганию и нахождению способов достижения цели, самоанализу, самоконтролю и коррекции собственных ошибок. Например, пуговица не пролезает в петлю, молния не застёгивается, шнурки не завязываются – ребёнок сам подбирает необходимый способ решения задачи, что способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.

Посредством дидактического пособия «Я учусь одеваться сам» реализуются следующие задачи:
- научить ребёнка овладеть элементарными умениями (надеть или снять носки, колготки, кофточку, застегнуть или расстегнуть пуговицы, молнию), из которых формируются процессы одевания и раздевания;
- сформировать точные понятия о видах одежды, её назначении и применении;
- развивать чувство удовлетворения потребности в чистом и опрятном внешнем виде, самостоятельности в обслуживании себя;
- поощрять сотрудничество со сверстниками, развивая эмпатию, отзывчивость, взаимопомощь.
Игра «Презентация одежды»
Цель: формирование представлений о видах одежды и её назначении.Ход игры: педагог показывает детям предметы одежды, называет их, обращая внимание на цвета и детали.

Игра «Одевание куклы»
Цель: формирование умения подбирать одежду по сезону и одеваться в правильной последовательности.Ход игры: нужно одеть куклу так, чтобы она не простудилась, то есть соответственно погоде. Детям предлагается поочерёдно выбрать из одежды необходимую, назвать предметы одежды и этапы одевания.
Игра «Магазин»
Цель: формирование умения называть предметы и цвета одежды.Ход игры: ребёнок подходит к прилавку с куклой и покупает для неё наряд, называя цвет и детали нужной одежды.
Игра «Показ мод»
Цель: развитие чувства вкуса, умения подбирать одежду.Ход игры: ребёнок самостоятельно одевает куклу, подбирая подходящие предметы одежды и рассказывая о них.
Игра «Ателье»
Цель: формирование умения называть предметы одежды.Ход игры: дети приходят в ателье и заказывают одежду. Швея на детской швейной машинке шьёт одежду для куклы по заказу.

Конспект занятия «Одеваем куклу»
Пример конспекта занятия с детьми с интеллектуальными нарушениями по формированию навыков самообслуживанияЦель: формирование представлений об одежде и её назначении, умения ухаживать за одеждой.
Образовательные задачи: научить называть предметы одежды, их цвет, выделять функциональное назначение одежды, правильно одевать куклу.
Коррекционные задачи: развивать мелкую и крупную моторику, слуховое и зрительное восприятие, умение понимать и выполнять инструкцию.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к вещам, взаимопомощь.
Словарная работа: имена существительные: названия одежды, детали одежды; глаголы: стираем, сушим, гладим, одеваем, застёгиваем; прилагательные: цвета одежды.
Предварительная работа: рассматривание карточек «Одежда», игры и упражнения.
Оборудование: кукла из фанеры, предметы одежды для куклы с различными видами застёжек, тазик, игрушечный утюг.

Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Катя. У неё очень много одежды, но она не умеет за ней ухаживать. Давайте покажем Кате, как надо ухаживать за одеждой.
Воспитатель: Кто пришёл к нам в гости? (Ответы детей.) Посмотрите, какую одежду принесла Катя? (Дети перечисляют предметы одежды и называют цвета.) Сейчас мы будем стирать одежду, а затем гладить. (Педагог показывает пример, как стирать в тазике, а затем гладить утюгом. Дети повторяют.) Скажите, что мы приготовили для Кати? (Дети перечисляют предметы одежды, цвета и детали.)
Воспитатель: Теперь кукле Кате надо помочь одеться. (Дети с помощью педагога определяют последовательность одевания, по очереди берут предмет одежды, называют его, говорят, какого цвета и на какую часть тела необходимо его надеть (синие колготки – на ноги, коричневые варежки – на руки, жёлтую шапку – на голову) и одевают куклу, используя застёжки.)

Для закрепления темы следует провести работу с дидактическим пособием «Я учусь одеваться сам» это даёт положительные результаты в развитии и совершенствовании навыков самообслуживания у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся лучше запоминают предметы одежды, детали и цвета, усваивают правильную последовательность в одевании и раздевании, осваивают способы застёжки. Дидактическое пособие рекомендовано на индивидуальных и подгрупповых коррекционных (дефектологических) занятиях.
Подобранный учебный материал и хорошо структурированная система занятий по формированию навыков самообслуживания позволяет разнообразить данную деятельность, используя игровые приёмы, подавая материал более привлекательно, постоянно поддерживая интерес обучающихся.
Олеся Чайкивская-Шакалова,
учитель-дефектолог,
ГБОУ «Школа № 2109», г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать
журналы бесплатно?
Заполните форму
Подписки
Оформить подписку