"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2020
Я учусь одеваться сам
Дидактическое пособие «Я учусь одеваться сам» создано для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и воспитания навыкам самообслуживания, нацеленных на удовлетворение личных нужд, связанных с процессами одевания, раздевания и уходом за своей одеждой. В процессе игры с данным пособием ребёнок учится аккуратности, опрятности, получает представления о различных видах одежды и её названиях, о частях тела, цветах, временах года, происходит совершенствование мелкой моторики, координации движений, памяти, внимания.
У детей с особыми образовательными потребностями развитие навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Наша задача – помочь обучающимся с особенностями в развитии приобрести независимость в повседневной жизни. Самый простой способ научить ребёнка одеваться – научить одевать игрушки.
Описываемое пособие представляет собой куклу из фанеры и предметы одежды с разнообразными застёжками: пуговицами, молниями, кнопками, липучками, ремешками, бантами, шнурками, крючками и булавками. С помощью учебного набора дети осваивают и закрепляют умение в правильной последовательности одевать и застёгивать одежду сначала под руководством педагога, а затем самостоятельно. Осваивая механизм каждой застёжки, ребёнок учится целеполаганию и нахождению способов достижения цели, самоанализу, самоконтролю и коррекции собственных ошибок. Например, пуговица не пролезает в петлю, молния не застёгивается, шнурки не завязываются – ребёнок сам подбирает необходимый способ решения задачи, что способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.
Посредством дидактического пособия «Я учусь одеваться сам» реализуются следующие задачи:
- научить ребёнка овладеть элементарными умениями (надеть или снять носки, колготки, кофточку, застегнуть или расстегнуть пуговицы, молнию), из которых формируются процессы одевания и раздевания;
- сформировать точные понятия о видах одежды, её назначении и применении;
- развивать чувство удовлетворения потребности в чистом и опрятном внешнем виде, самостоятельности в обслуживании себя;
- поощрять сотрудничество со сверстниками, развивая эмпатию, отзывчивость, взаимопомощь.
Игра «Презентация одежды»
Цель: формирование представлений о видах одежды и её назначении.Ход игры: педагог показывает детям предметы одежды, называет их, обращая внимание на цвета и детали.
Игра «Одевание куклы»
Цель: формирование умения подбирать одежду по сезону и одеваться в правильной последовательности.Ход игры: нужно одеть куклу так, чтобы она не простудилась, то есть соответственно погоде. Детям предлагается поочерёдно выбрать из одежды необходимую, назвать предметы одежды и этапы одевания.
Игра «Магазин»
Цель: формирование умения называть предметы и цвета одежды.Ход игры: ребёнок подходит к прилавку с куклой и покупает для неё наряд, называя цвет и детали нужной одежды.
Игра «Показ мод»
Цель: развитие чувства вкуса, умения подбирать одежду.Ход игры: ребёнок самостоятельно одевает куклу, подбирая подходящие предметы одежды и рассказывая о них.
Игра «Ателье»
Цель: формирование умения называть предметы одежды.Ход игры: дети приходят в ателье и заказывают одежду. Швея на детской швейной машинке шьёт одежду для куклы по заказу.
Конспект занятия «Одеваем куклу»
Пример конспекта занятия с детьми с интеллектуальными нарушениями по формированию навыков самообслуживанияЦель: формирование представлений об одежде и её назначении, умения ухаживать за одеждой.
Образовательные задачи: научить называть предметы одежды, их цвет, выделять функциональное назначение одежды, правильно одевать куклу.
Коррекционные задачи: развивать мелкую и крупную моторику, слуховое и зрительное восприятие, умение понимать и выполнять инструкцию.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к вещам, взаимопомощь.
Словарная работа: имена существительные: названия одежды, детали одежды; глаголы: стираем, сушим, гладим, одеваем, застёгиваем; прилагательные: цвета одежды.
Предварительная работа: рассматривание карточек «Одежда», игры и упражнения.
Оборудование: кукла из фанеры, предметы одежды для куклы с различными видами застёжек, тазик, игрушечный утюг.
Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Катя. У неё очень много одежды, но она не умеет за ней ухаживать. Давайте покажем Кате, как надо ухаживать за одеждой.
Воспитатель: Кто пришёл к нам в гости? (Ответы детей.) Посмотрите, какую одежду принесла Катя? (Дети перечисляют предметы одежды и называют цвета.) Сейчас мы будем стирать одежду, а затем гладить. (Педагог показывает пример, как стирать в тазике, а затем гладить утюгом. Дети повторяют.) Скажите, что мы приготовили для Кати? (Дети перечисляют предметы одежды, цвета и детали.)
Воспитатель: Теперь кукле Кате надо помочь одеться. (Дети с помощью педагога определяют последовательность одевания, по очереди берут предмет одежды, называют его, говорят, какого цвета и на какую часть тела необходимо его надеть (синие колготки – на ноги, коричневые варежки – на руки, жёлтую шапку – на голову) и одевают куклу, используя застёжки.)
Для закрепления темы следует провести работу с дидактическим пособием «Я учусь одеваться сам» это даёт положительные результаты в развитии и совершенствовании навыков самообслуживания у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся лучше запоминают предметы одежды, детали и цвета, усваивают правильную последовательность в одевании и раздевании, осваивают способы застёжки. Дидактическое пособие рекомендовано на индивидуальных и подгрупповых коррекционных (дефектологических) занятиях.
Подобранный учебный материал и хорошо структурированная система занятий по формированию навыков самообслуживания позволяет разнообразить данную деятельность, используя игровые приёмы, подавая материал более привлекательно, постоянно поддерживая интерес обучающихся.
Олеся Чайкивская-Шакалова,
учитель-дефектолог,
ГБОУ «Школа № 2109», г. Москва
- Комментарии