«Педальные» автомобили
В наше время машинками, на которых катаются дети, уже никого не удивишь. Модельный ряд современных игрушек просто бесконечен. А всего 50 лет назад такая машинка была не только игрушкой и детским средством передвижения, она была настоящей мечтой многих и гордостью лишь некоторых советских детей. Детские педальные машинки «Москвич» производились на самом настоящем конвейере настоящего автомобильного завода имени Ленинского комсомола. Стоил такой автомобиль треть зарплаты инженера, поэтому позволить такую дорогую игрушку мог далеко не каждый. Первые советские «Москвичи» делались по подобию американских, прототипом которых был Studebaker Commander StаrLight Coupe 1950 года. Машинки были настолько популярны, что даже снимались в кинофильмах. Например, в фильме «Мы двое мужчин» Шукшин с мальчиком обсуждают качество педального «Москвича» и даже сам Иоанн Грозный прячется от милиционеров за припаркованной в подъезде игрушечной машиной в известном фильме «Иван Васильевич меняет профессию». В наше время актуальность антикварных машинок набирает обороты: мечту каждого советского ребенка сегодня не редко выдвигают на аукционы, стоимость таких экземпляров доходит до 60 000, а иногда и более 100 000 российских рублей. Количество коллекционеров, растет с каждым годом.
История детских педальных автомобилей имеет такую же древнюю историю, как и настоящих автомобилей. Ведь все технические новинки в той или иной степени находят свое отражение в детских игрушках. Изобретение и распространение транспортных средств привело к появлению игрушек в виде машинок, автобусов, самолетов и прочего игрушечного транспорта. Во многих музеях мира до сих пор хранятся избранные экспонаты: детские педальные автомобили с цепным приводом 1905 года выпуска из Франции, машинки, сделанные из стали и дерева, датируются 1910 годом из США, есть даже пожарный педальный грузовик с лестницей 1920-х годов. Не остался в стороне и игрушечный автопром СССР. Эти металлические машинки были не убиваемые, и часто переходили по наследству от старшего ребенка к младшим. Сейчас таких машин уже не делают, разве что только скромное подобие из пластика. Советский автомобиль выдерживал серьезные столкновения с препятствиями и сохранял при этом первоначальный вид. Среди стареньких машинок встречаются: ГаЗ, ЗиЛ, Зиронька, ЗиС, Львовянка, Малыш, Москвич, Муравей, Нева, Орленок, Орь, Победа, Стрела, Радуга, Ракета, Урал. Несмотря на скромное разнообразие, механизм этих автомобилей не отличался друг от друга, они запускались в движение по одному и тому же принципу – крутя педали. Итак, производство первых советских педальных машинок началось в 1930-х годах на автозаводах ГаЗ и СиЗ. Модельный ряд значительно расширился в послевоенные годы, когда начался производственный прогресс. В 1973 году в продажу поступил Москвич-2, прототип реального Москвича-412. Именно эта модель стала самой массовой игрушкой, у нее даже горели фары и работал звуковой сигнал. Выпуск таких машинок прекратился в 1993 году. Помимо легковых автомобилей, прототипами которых стали советские Волги и Жигули, отдельно стоит отметить и другие транспортные средства, которые могли приобрести некоторые советские граждане: трехколесный трактор, алюминиевые «Ракета» и «Стрела», в виде космических ракет, внедорожник «Муравей», казахский мотороллер «Вятка» (или «Крошка») и, всем известный «Конь педальный».
По прошествии времени педальные машинки хоть и не столь популярны как современные детские электромобили, но до сих пор встречаются в современных детских магазинах. Кроме того, пользуются спросом. Преимущество такой машинки в том, что она не требует дополнительных элементов питания, которые быстро разряжаются. Время заряда батареи при движении электромобиля с аккумулятором средней мощности хватит не более, чем на 30 минут езды, после чего машина требует полной перезарядки батареи. Соответственно, и по весу педальные машинки намного легче электрических. Педальная машина, в отличие от велосипеда, более устойчива. Сев за руль такой машинки, ребенок примерит на себя роль взрослого, настоящего водителя, научится самостоятельно управлять необычным средством передвижения, ориентироваться на импровизированной автомагистрали, уступая дорогу пешеходам и другим транспортным средствам. Любая педальная машина состоит из металлической рамы, двух колесных осей, привода и корпуса, чаще всего пластикового. Привод таких машинок бывает двух видов: цепной и тяговый, в более крутых моделях есть даже коробка передач и педаль тормоза. Автомобиль приводится в движение путем мышечных усилий маленького водителя. Торможение производится путем обратного вращения педалей, а скорость машинки зависит только от интенсивной работы ног ездока.
Для производства современных педальных автомобилей используются различные материалы: износоустойчивый пластик и металлические сплавы. Так же современные автомобили отличаются друг от друга допустимой нагрузкой. Можно выбрать машинку для 2-3-х летних малышей, весом до 20 кг, другие модели рассчитаны на детей 5 лет, третьи предназначены для ребят 6-12 лет, а машинами с разрешенной нагрузкой до 120 кг могут управлять даже взрослые.
Покупать или не покупать ребенку педальный автомобиль должны решить сами родители. Обычно такие игрушки приобретают малышам, которые уже выросли из толокаров и каталок, но еще не могут самостоятельно управлять велосипедом. В таком случае, педальная машинка станет хорошим приобретением и желанным подарком. Ведь она познакомит малыша с навыками вождения, предоставит ему сбалансированные физические нагрузки, которые полезны для здоровья, поможет улучшить координацию движений, управляя самостоятельно машиной, ребенок становится более внимательным.
Выбирать для крохи первую педальную машинку нужно обязательно в соответствии с его возрастом и умениями, материал должен быть прочным, но легким, а педальный механизм должен легко работать и не вызывать затруднений. Протекторы колес должны быть глубокими, тогда такой машине не страшны любые неровности дороги. Не стоит забывать и о безопасности, несмотря на то, что машинка уверенно стоит на колесах, лучше выбирать модель, оборудованную ремнями безопасности, чтобы при повороте кроха не вылетел из салона. Не лишним будет учесть внешний вид и наличие дополнительного оборудования: реалистичную копию автомобиля непременно по достоинству оценит любой начинающий водитель, лобовое стекло и зеркала заднего вида помогут малышу в движении, а звуковые сигналы и свет фар сделают поездку увлекательной. Сегодня внешний вид педальных машинок широк: можно выбрать легковой автомобиль, кабриолет, гоночную машинку, грузовик или трактор, джип или мотоцикл, стилизованную машинку спецслужб (карету скорой помощи или автомобиль ДПС или полиции).