"Игры и Игрушки" №4-2013
Играем в больницу?
В статье «Hospital play in a remote community in Australia» (журнал «Playrights», декабрь 2012) приводится пример шестилетнего мальчика, которого мама привела в больницу, потому что он жаловался на дискомфорт в руке. Медсестра сказала, что необходимо сделать рентген — доктору нужно увидеть кости руки. У мальчика началась истерика, он требовал отправиться домой. Не понимая, что такое рентген, мальчик решил, что доктор будет разрезать его руку, чтобы посмотреть кости.
В таких ситуациях могут помочь игры и игрушки. В больницах некоторых стран существуют специалисты по игре, помогающие ребёнку перед операциями. Японский дизайнер Хикару Имамура, наблюдавший подобные игры в больницах, разработал серию специальных деревянных игрушек, изображающих сложные медицинские аппараты, такие как МРТ, рентген, УЗИ, ЭКГ.
К каждому набору прилагается специальная книжка с картинками и объяснениями, что это за машина и как она работает. Все игрушки-модели реальной медицинской техники сделаны так, что в нужный момент раздаются звуки, загорается монитор «компьютера» или лампочка в самом приборе. В отличие от других игрушек в данном случае-это оправдано, так как ребёнок может ознакомиться с работой таких приборов и меньше их бояться. В остальном наборы весьма условны, включают в себя фигуру врача и двух «мишек» — ребёнка и родителя.
Игра «в доктора» — традиционная игра для дошкольного возраста. С детства всем знакомы небольшие докторские наборы-чемоданчики или отдельные «инструменты» из пластика или дерева: стетоскоп, градусник, шприц, грелка. В ситуациях, связанных с больничным стрессом, игра помогает в проживании психотравмирующих событий. В такой игре ребёнок может понять смысл проводимой процедуры, благодаря чему снижается связанный с ней страх.
В упомянутой выше статье рассказывается о специальной программе для здоровых дошкольников в Западной Австралии, которая информирует детей о существующих медицинских процедурах. Одна из важных частей этой программы — свободная сюжетно-ролевая игра. Дети могут надеть костюмы доктора, медсестры, хирурга, водителя скорой помощи или выбрать роль пациента или родителя. Для игры предлагаются куклы и большое количество игрового медицинского оборудования. Опыт проведения подобных программ свидетельствует, что дети, принявшие участие в программе, лучше справляются с вынужденной госпитализацией.
Однако необходимость подобных программ для здоровых детей, без реального опыта пребывания в больнице с серьёзными показаниями, вызывает сомнения. В таких случаях смешивается представление о здоровом ребёнке и ребёнке, оказавшемся в сложном положении. И ситуация, когда действительно необходима такого рода помощь — попадание в больницу с серьёзными проблемами, полностью переносится на детей, не имеющих таких проблем.
Ошибочно считать, что информируя ребёнка, пусть даже на его детском уровне, посредством специфической для него игровой деятельности, можно подготовить его к возможному в будущем опыту. Многие вещи понять можно только через реальный собственный, а не игровой опыт.
Акцентирование больничной темы, подкреплённое симпатичными игрушками, может привести к тому, что ребёнок, наоборот, слишком заинтересуется и ему захочется пережить реальный опыт нахождения в больнице. В болезни можно найти и свои плюсы: больного жалеют, о нём заботятся, к нему проявляют повышенное внимание. В некоторых случаях это может приводить к тому, что человек, вольно или невольно, использует свои болезни в отношениях с другими людьми, оправдывает ими свои неудачи. На самом деле, наша нелюбовь к больницам и всему, что с ними связано, имеет смысл — болеть плохо.
Дети играют в то, что их действительно интересует и волнует, например, в больницу. Но играют не для того, чтобы узнать подробности медицинских процедур, а пытаясь понять и прожить новый для них опыт. Для такой игры вовсе не обязательно иметь специальное игровое медицинское оборудование. В игре любую вещь легко можно заменить кубиками, листиками, ленточками, лоскутками ткани. И такая игра гораздо важнее, чем знание разнообразных медицинских процедур.
Елена Шеина, психолог
Центра психолого-педагогической
экспертизы игр и игрушек МГППУ
От редакции
Тема здоровья столь же актуальна и популярна, сколь и безгранична. На наших страницах не раз освещались темы игрушечных органов человека, микробов и бактерий, выпускаемых производителями с якобы просветительскими целями. Но вот новый нюанс: некоторые компании под видом воспитания у детей милосердия и сострадания предлагают, к примеру, кукол в инвалидных колясках или лысых кукол, якобы перенесших химиотерапию. Производители считают, что таким образом прививается гуманизм. Здравый смысл же подсказывает, что во всём важна мера и всякому возрасту — свои задачи. Мы обращаемся к нашим вдумчивым читателям с вопросом: как вы считаете, нужны ли детям такие игрушки, и если нужны, то почему.Дорогие читатели! Мы по-прежнему прислушиваемся к вашему мнению и ждём ваших откликов. Самые интересные ваши суждения мы опубликуем в ближайших выпусках. Пишите нам, пожалуйста, по адресу: redaktor@ i-igrushki.ru
Рекомендуем почитать
- Комментарии