Кукольная мода

Начинается история кукольной моды во Франции. Первоначально это было связанно с «большой модой», ведь дамы, представлявшие «высший свет», стремились выглядеть оригинально, выделяться при королевском дворе. А кукольные наряды позволяли продемонстрировать «модельный» вариант той или иной одежды.
Наряды шились миниатюрными, но в деталях давали необходимое представление о том, какими они будут на самом деле: соблюдались все элементы одежды — ткань, складки, кружево. Шитьё такой модели — поистине ювелирная работа.
мода.jpgЭлементы кукольной модной одежды проникали в массовое производство: так, со второй половины XIX века всё чаще обычные куклы стали продаваться в платьях, украшенных кружевами, в туфельках и носочках. Порой платья, сшитые из дорогих материалов, стоили дороже, чем сама кукла.
Второе дыхание кукольная мода приобрела в США, когда появилась и начала «завоёвывать мир» кукла Барби. Её создатели изначально сделали ставку на то, что их кукла должна быть не только модной, но и сама диктовать моду. К разработке коллекций одежды для Барби привлекались ведущие дизайнеры США и других стран.
По методу изготовления специалисты выделяют три категории кукольной одежды.
Самая распространённая и простая — та, что сшита дома. Обычно платья мастерили по журнальным выкройкам из подручных тканей.
Вторая категория — профессионально выполненная одежда. Швеи изготавливали её как на дому, так ив мастерских. Такая кукольная одежда изготавливалась очень тщательно, из хороших тканей, с учётом модных тенденций. В Париже были целые улицы с портновскими мастерскими, обшивавшими исключительно кукол и отправлявших в магазины огромное количество сундучков с кукольными гардеробами.
Третья категория — одежда, сделанная для коммерческих шоу-показов. Привлекательные и недорогие, эти наряды были призваны «пустить пыль в глаза». Отделка зачастую имелась лишь впереди платья. Детали скреплялись наспех большими стежками или булавками. Конкуренция была жёсткой, мода менялась быстро, поэтому изготовители кукол старались мгновенно менять старомодные или непопулярные образцы нарядов и с минимально возможными затратами выпускали для показов самые роскошные модели.
Кукольная одежда часто следовал аза детской модой, иногда подправляя её. В некоторых коллекциях есть примеры, свидетельствующие, что детская одежда выпускалась как копия уже существующей кукольной.
Маленький размер позволял весь гардероб куклы XVIII века легко уместить в одном ящичке или сундучке, и до наших дней дошли миниатюрные версии старинной одежды разных времён.
Но, увы, даже кукольная одежда со временем изнашивается. Большинство шляп и чепчиков отделывал ось перьями и пухом, но эти детали сохранили лишь единичные экземпляры дошедших до нас кукол.
Один из наиболее приятных и познавательных опытов — коллекционирование кукол в оригинальных одеждах или воссоздание их по старинным выкройкам, с использованием антикварных тканей. Оригинальной считается одежда, которая принадлежит кукле изначально или была заменена в годы детства её первого собственника.
В начале XX века в Америке многие коллекционеры кукол не считали важной оригинальную кукольную одежду или ценили только ту, что была в безупречном состоянии. Они с лёгкостью переодевали своих фарфоровых барышень в платья, сшитые по моде начала XX века, а старые выбрасывали.
Фольклорные костюмы, в которые изначально одевали многих французских и немецких кукол, были популярны среди путешественников, но не ценились коллекционерами. Продавая кукол в фольклорных нарядах, дилеры сталкивались с трудностями, поэтому они переодевали их в новую одежду, более богатую, в духе требований времени.
Сегодня особенно дороги куклы в оригинальных платьях. Ценятся также и хорошие репродукции. Чтобы воссоздать старые наряды, коллекционеры изучают исторические иллюстрации и специальную литературу. Они прекрасно знают, что такое «рукав-пагода» (сильно расширенный книзу, характерный для 1850–1860-х годов) или «рукав овечья лапка» (узкий внизу и сильно присборенный наверху). Иногда старинная одежда воссоздаётся столь искусно, что даже опытным специалистам бывает трудно отличить подлинный образец от талантливой репродукции. Существуют методы, позволяющие сделать игрушку максимально приближенной к старинной. Для изготовления одежды используются только натуральные ткани: шёлк, хлопок, шерсть. Чтобы они выглядели старше, их специально держат в растворах кофе или чая в течение определённого времени.

Сергей Романов, историк, исследователь, реставратор и коллекционер

Комментарии (0)

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.