"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2015
Почему всё падает на землю?
Дети дошкольного возраста по природе своей — пытливые исследователи окружающего мира, им интересно всё. Но самостоятельно дошколята ещё не могут найти ответы на все интересующие их вопросы, тут им на помощь приходят педагоги
Поддержать стремление ребёнка к экспериментированию, создать условия для исследовательской деятельности — задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
В группе создана мини-лаборатория. Оборудование лаборатории пополнялось как педагогами, так и совместно силами детей и их родителями. Так появились коллекции: значков, насекомых, камней, ракушек, марок, шишек.
Организация мини-лабораторий в детском саду
В мини-лабораториях может быть выделено:
Приборы и оборудование для мини-лабораторий
Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим — и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения деятельность пятилетнего ребёнка угасает.
В детском саду не должно быть чёткой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. Эксперименты — не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром. Важно не только провести опыты, но и связать результаты с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице.
В марте 2012 г. с детьми группы компенсирующей направленности мы участвовали в Фестивале исследовательских работ дошкольников «Хочу все знать» в г. Апатиты, с проектом «Почему всё падает на землю».
Задачи:
Проблема или гипотеза, которую предполагается проверить: подбрось игрушку вверх и она упадёт вниз. Нужно понять и доказать с помощью опыта, что Земля обладает силой притяжения.
Методы, техники и средства, используемые во время проведения исследования:
1 этап — сбор информации.
2 этап — основной (опыты, эксперименты).
Мы с детьми рассмотрели много разных предметов из дерева, металла, пластмассы. Мы поднимали их вверх и опускали все предметы с одинаковой высоты на пол. Бумага и пух опускаются плавно и медленно. Другие предметы с разной скоростью и силой. Предметы лёгкие по весу с большой поверхностью в воздухе держаться дольше. Тяжёлые предметы ударяются об пол сильнее. Удар сильнее, если предмет падает с большой высоты, тогда в песке увеличивается углубление. Когда делали опыт с водой, удар был сильнее, если предмет падал с большой высоты, то получалось много брызг. Во всех опытах все предметы всё равно падали вниз.
3 этап — заключительный.
Вывод: мы подтвердили свою гипотезу. Земля обладает силой притяжения. Все предметы падают на Землю, но с разной скоростью и силой удара. Это зависит от высоты падения предмета, его тяжести и площади поверхности. Поэтому опасно прыгать с высоких предметов, так как можно сильно и больно удариться.
Во время проведения этого исследовательского проекта дети научились слушать, обращаться к взрослому с вопросом, научились сами отвечать на вопросы, осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов, необходимых для исследований.
С этим проектом мы были награждены дипломом за эргономичность работы. Метод проектов в исследовательской деятельности актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Поддержать стремление ребёнка к экспериментированию, создать условия для исследовательской деятельности — задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
В группе создана мини-лаборатория. Оборудование лаборатории пополнялось как педагогами, так и совместно силами детей и их родителями. Так появились коллекции: значков, насекомых, камней, ракушек, марок, шишек.
Организация мини-лабораторий в детском саду
В мини-лабораториях может быть выделено:
- Место для постоянной выставки.
- Место для приборов.
- Место для выращивания растений.
- Место для хранения природного и бросового материалов.
- Место для проведения опытов.
- Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и ёмкости для них и т.д.)
Приборы и оборудование для мини-лабораторий
- Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, верёвки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щётки, губки, желоба, одноразовые шприцы (без иглы), пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колёсики, дерево, металл, мел, пластмасса.
- Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
- Материалы: природные (жёлуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
- Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт.
Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим — и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения деятельность пятилетнего ребёнка угасает.
В детском саду не должно быть чёткой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. Эксперименты — не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром. Важно не только провести опыты, но и связать результаты с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице.
В марте 2012 г. с детьми группы компенсирующей направленности мы участвовали в Фестивале исследовательских работ дошкольников «Хочу все знать» в г. Апатиты, с проектом «Почему всё падает на землю».
«Почему всё падает на землю»
Педагогическая цель: развивать познавательную активность интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка, путем совершенствования его исследовательских способностей.Задачи:
- Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
- Развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.
- Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности детей.
Проблема или гипотеза, которую предполагается проверить: подбрось игрушку вверх и она упадёт вниз. Нужно понять и доказать с помощью опыта, что Земля обладает силой притяжения.
Методы, техники и средства, используемые во время проведения исследования:
- Сбор и анализ информации (изучение проблемы).
- Наблюдение (рассматривание предметов из разных материалов: дерево, металл, пластмасса, бумага, пух).
- Опыты, эксперименты (подбрасывание и опускание предметов с разной высоты на пол, в песок, в воду).
- Рассказы взрослых.
- Чтение познавательной литературы.
- Беседы.
1 этап — сбор информации.
2 этап — основной (опыты, эксперименты).
Мы с детьми рассмотрели много разных предметов из дерева, металла, пластмассы. Мы поднимали их вверх и опускали все предметы с одинаковой высоты на пол. Бумага и пух опускаются плавно и медленно. Другие предметы с разной скоростью и силой. Предметы лёгкие по весу с большой поверхностью в воздухе держаться дольше. Тяжёлые предметы ударяются об пол сильнее. Удар сильнее, если предмет падает с большой высоты, тогда в песке увеличивается углубление. Когда делали опыт с водой, удар был сильнее, если предмет падал с большой высоты, то получалось много брызг. Во всех опытах все предметы всё равно падали вниз.
3 этап — заключительный.
Вывод: мы подтвердили свою гипотезу. Земля обладает силой притяжения. Все предметы падают на Землю, но с разной скоростью и силой удара. Это зависит от высоты падения предмета, его тяжести и площади поверхности. Поэтому опасно прыгать с высоких предметов, так как можно сильно и больно удариться.
Во время проведения этого исследовательского проекта дети научились слушать, обращаться к взрослому с вопросом, научились сами отвечать на вопросы, осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов, необходимых для исследований.
С этим проектом мы были награждены дипломом за эргономичность работы. Метод проектов в исследовательской деятельности актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Ольга Канашкина, воспитатель
МБДОУ № 74, г.Мурманск
Рекомендуем почитать
- Хранительница тайн сказочного леса
- Индивидуальный подход в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками
- «Сказочные лабиринты игры»
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку