Почему всё падает на землю?

Дети дошкольного возраста по природе своей — пытливые исследователи окружающего мира, им интересно всё. Но самостоятельно дошколята ещё не могут найти ответы на все интересующие их вопросы, тут им на помощь приходят педагоги.

Поддержать стремление ребёнка к экспериментированию, создать условия для исследовательской деятельности — задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

В группе создана мини-лаборатория. Оборудование лаборатории пополнялось как педагогами, так и совместно силами детей и их родителями. Так появились коллекции: значков, насекомых, камней, ракушек, марок, шишек.
Мини-лаборатория
Организация мини-лабораторий в детском саду

В мини-лабораториях может быть выделено:

1. Место для постоянной выставки.

2. Место для приборов.

3. Место для выращивания растений.

4. Место для хранения природного и бросового материалов.

5. Место для проведения опытов.

6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и ёмкости для них и т.д.)

Приборы и оборудование для мини-лабораторий

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, верёвки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щётки, губки, желоба, одноразовые шприцы (без иглы), пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колёсики, дерево, металл, мел, пластмасса.

2. Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (жёлуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт.

Важно, чтобы ребёнок проводил собственные опыты, а не был в роли наблюдателя. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребёнок быстро устает наблюдать за ними. Поэтому во время проведения опыта важно привлекать малыша к любой посильной ему деятельности, дать полную свободу действий.

Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим — и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения деятельность пятилетнего ребёнка угасает.

В детском саду не должно быть чёткой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. Эксперименты — не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром. Важно не только провести опыты, но и связать результаты с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице.

В марте 2012 г. с детьми группы компенсирующей направленности мы участвовали в Фестивале исследовательских работ дошкольников «Хочу все знать» в г. Апатиты, с проектом «Почему всё падает на землю».

«Почему всё падает на землю»

Педагогическая цель: развивать познавательную активность интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка, путем совершенствования его исследовательских способностей.
Почему всё падает на землю
Задачи:

1. Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

2. Развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.

3. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности детей.

Проблема или гипотеза, которую предполагается проверить: подбрось игрушку вверх и она упадёт вниз. Нужно понять и доказать с помощью опыта, что Земля обладает силой притяжения.

Методы, техники и средства, используемые во время проведения исследования:

  • Сбор и анализ информации (изучение проблемы).
  • Наблюдение (рассматривание предметов из разных материалов: дерево, металл, пластмасса, бумага, пух).
  • Опыты, эксперименты (подбрасывание и опускание предметов с разной высоты на пол, в песок, в воду).
  • Рассказы взрослых.
  • Чтение познавательной литературы.
  • Беседы.

Ход исследования:

1 этап — сбор информации.

2 этап — основной (опыты, эксперименты).

Мы с детьми рассмотрели много разных предметов из дерева, металла, пластмассы. Мы поднимали их вверх и опускали все предметы с одинаковой высоты на пол. Бумага и пух опускаются плавно и медленно. Другие предметы с разной скоростью и силой. Предметы лёгкие по весу с большой поверхностью в воздухе держаться дольше. Тяжёлые предметы ударяются об пол сильнее. Удар сильнее, если предмет падает с большой высоты, тогда в песке увеличивается углубление. Когда делали опыт с водой, удар был сильнее, если предмет падал с большой высоты, то получалось много брызг. Во всех опытах все предметы всё равно падали вниз.

3 этап — заключительный.

Вывод: мы подтвердили свою гипотезу. Земля обладает силой притяжения. Все предметы падают на Землю, но с разной скоростью и силой удара. Это зависит от высоты падения предмета, его тяжести и площади поверхности. Поэтому опасно прыгать с высоких предметов, так как можно сильно и больно удариться.

Во время проведения этого исследовательского проекта дети научились слушать, обращаться к взрослому с вопросом, научились сами отвечать на вопросы, осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов, необходимых для исследований.

С этим проектом мы были награждены дипломом за эргономичность работы. Метод проектов в исследовательской деятельности актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Ольга Канашкина, воспитатель МБДОУ № 74, г.Мурманск

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*