"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2019
Растения сада
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию детей с ТНР подготовительной к школе группы с использованием образовательной системы EduQuest
Образовательные задачи: учить детей образовывать причастия из глаголов, заменять звук буквенным изображением; закреплять умение определять место звука в звуковом ряду, пользуясь схемами; упражнять в подборе антонимов к глаголам, в словообразовании приставочно-суффиксальным способом.
Развивающие задачи: развивать фонематический слух; подготовить артикуляционный аппарат к произношению сонорных звуков.
Воспитательные задачи: воспитывать уважительное отношение к труду садовника; соблюдение норм этикета.
Предварительная работа: рассматривание презентации «Фруктовый сад»; отгадывание загадок о фруктовых деревьях; конструирование: изготовление пропеллера для дыхательной гимнастики, лепка фруктов.
Наглядный материал и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, система EduQuest – блок «Юные садовники»; карточки с буквами, схемы слов с картинками на каждого ребёнка; дидактические игры: «Как вырастить растение или этапы роста растения», «Что нужно растениям для роста»; «Семена и плоды», «Что где растёт».
На интерактивной доске включается видео фрагмент с обращением садовника к детям: «Я очень рад, что вы отгадали мою видео-загадку. Давно собираюсь приехать к вам в гости, но билет на поезд я смогу получить только в том случае, если вы примете участие в специальном конкурсе и выполните все задания. Поможете мне?»
Проводится артикуляционная гимнастика: упражнения «Трубочка», «Футбол», «Грибок», «Пулемёт», дыхательная гимнастика «Пропеллер». (Дети по сигналу взрослого делают глубокий вдох носом и дуют на пропеллер, произнеся звук «ш»).
Первое задание «Работа садовника». На интерактивной доске появляется картинка «Садовник копает ямку». Нужно подобрать родственные слова к слову «Копать»: перекопать, откопать, выкопать, раскопать, вскопать. После правильно названых слов на экране появляется весёлый смайлик. Затем предъявляется новая картинка «Садовник сажает дерево»: высаживать, пересаживать, отсаживать, засаживать, подсаживать. На следующей картинке «Садовник собирает плоды», подбираются значения к слову «Собирать»: набирать, подбирать, выбирать, убирать, забирать, перебирать.
Второе задание «Какой сад». Ребятам нужно назвать состояние изображённого сада. Например, «Сад с молодыми деревцами» – это сад растущий. Когда «Сад цветёт» – он цветущий. Если «Сад с зелёными листьями», то его называют зеленеющий, а «Сад с жёлтыми листьями» – желтеющий. Осенью мы видим «Листопад в саду», такой сад называют облетающий, а «Сад без листьев» – пустующий, опустевший.
Третье задание «Наоборот». Демонстрация картинки с изображением действий садовника, к которым нужно подобрать антонимы. Если обратное действие названо правильно, то появляется соответствующая картинка. Например, садовник «поднимает лопату», антоним – «опускает лопату», «берёт корзину» – «ставит корзину», «открывает кран» – «закрывает кран» и так далее.
Четвёртое задание. Применяются интерактивные игры с использованием EduQuest – блок «Юные садовники». Дети делятся на 3 подгруппы, каждая выбирает по одной игре на развивающем оборудовании. Пока одна подгруппа выполняет своё задание на EduQuest, две другие подгруппы играют в настольные дидактические игры. Затем дети меняются местами.
Интерактивные игры: «Рост растений» - в данной игре нужно выстроить карточки в правильной последовательности: как вырастить растение и что нужно растениям для роста, «Семена и плоды» - необходимо соединить в пары семена и плоды растений, «Что где растёт?» - задача: разложить изображения растений, относящихся к саду и к огороду. По окончанию игр проводится музыкальная физкультминутка: игра «Садовники» под музыку Е. Железновой.
Пятое задание. Педагог рассказывает, что садовник приготовил растения для посадки, но сегодня ему нужно посадить только те, в названиях которых есть звук «Р» или «Рь». Если услышали такое слово, нужно топнуть ногой, что будет означать – нужно сажать. Предлагаемый словарь: яблоня, груша, айва, черешня, рябина, боярышник, лимон, апельсин, мандарин, хурма, гранат, орех, вишня, слива, персик, абрикос, инжир, малина, ежевика, смородина, крыжовник, виноград, облепиха.
Шестое задание «Пропавшая буква». Работа в парах с раздаточным материалом. Нужно найти одинаковые согласные звуки в названиях плодов. Показываются две картинки, дети определяют повторяющийся звук и фиксируют его место в слове на схеме (в начале, в середине, в конце). Например, в словах слива – апельсин, есть одинаковый звук. Какой? Звук «ль»; груша – вишня «ш»; лимон – гранат «н»; хурма – малина «м».
В некоторых словах, которые так дороги садовнику, пропали буквы. На интерактивной доске появляются слова с недостающей буквой. Дети по очереди нажимают нужную букву и зачитывают слово. Например: «с_д» а (сад), «зе_ля» м (земля), «вод_ а» д (вода), «_олнышко» с (солнышко).
Раздаётся стук в дверь. Заходит садовник с корзиной фруктов. Благодарит ребят за выполненные задания. Садовник спрашивает у детей, какие задания для них были трудными, с какими заданиями справились легко и быстро, что нового узнали, что им больше всего понравилось. Угощает детей фруктами. Дети прощаются с садовником.
Образовательные задачи: учить детей образовывать причастия из глаголов, заменять звук буквенным изображением; закреплять умение определять место звука в звуковом ряду, пользуясь схемами; упражнять в подборе антонимов к глаголам, в словообразовании приставочно-суффиксальным способом.
Развивающие задачи: развивать фонематический слух; подготовить артикуляционный аппарат к произношению сонорных звуков.
Воспитательные задачи: воспитывать уважительное отношение к труду садовника; соблюдение норм этикета.
Предварительная работа: рассматривание презентации «Фруктовый сад»; отгадывание загадок о фруктовых деревьях; конструирование: изготовление пропеллера для дыхательной гимнастики, лепка фруктов.
Наглядный материал и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, система EduQuest – блок «Юные садовники»; карточки с буквами, схемы слов с картинками на каждого ребёнка; дидактические игры: «Как вырастить растение или этапы роста растения», «Что нужно растениям для роста»; «Семена и плоды», «Что где растёт».
Ход деятельности
На интерактивной доске демонстрируется картинка «Фруктовый сад». Задаём детям вопросы: «Как вы думаете, что здесь изображено? Почему вы так решили?» (Ответы и рассуждения детей.) Предлагаем отгадать видео-загадку: составить слово из первых букв элементов картинки, которые начинают по очереди выделяться на экране (слива, абрикос, дом, облако, вода в ведёрке, незабудка, ирис, куст крыжовника). Дети называют предмет, определяют первый звук в слове, выкладывают у себя на столе соответствующую букву, затем читают получившееся слово. После того, как дети расшифровали слово, на картинке появляется новый элемент – садовник; педагог с помощью вопросов уточняет, кто такой садовник, чем он занимается.На интерактивной доске включается видео фрагмент с обращением садовника к детям: «Я очень рад, что вы отгадали мою видео-загадку. Давно собираюсь приехать к вам в гости, но билет на поезд я смогу получить только в том случае, если вы примете участие в специальном конкурсе и выполните все задания. Поможете мне?»
Проводится артикуляционная гимнастика: упражнения «Трубочка», «Футбол», «Грибок», «Пулемёт», дыхательная гимнастика «Пропеллер». (Дети по сигналу взрослого делают глубокий вдох носом и дуют на пропеллер, произнеся звук «ш»).
Первое задание «Работа садовника». На интерактивной доске появляется картинка «Садовник копает ямку». Нужно подобрать родственные слова к слову «Копать»: перекопать, откопать, выкопать, раскопать, вскопать. После правильно названых слов на экране появляется весёлый смайлик. Затем предъявляется новая картинка «Садовник сажает дерево»: высаживать, пересаживать, отсаживать, засаживать, подсаживать. На следующей картинке «Садовник собирает плоды», подбираются значения к слову «Собирать»: набирать, подбирать, выбирать, убирать, забирать, перебирать.
Второе задание «Какой сад». Ребятам нужно назвать состояние изображённого сада. Например, «Сад с молодыми деревцами» – это сад растущий. Когда «Сад цветёт» – он цветущий. Если «Сад с зелёными листьями», то его называют зеленеющий, а «Сад с жёлтыми листьями» – желтеющий. Осенью мы видим «Листопад в саду», такой сад называют облетающий, а «Сад без листьев» – пустующий, опустевший.
Третье задание «Наоборот». Демонстрация картинки с изображением действий садовника, к которым нужно подобрать антонимы. Если обратное действие названо правильно, то появляется соответствующая картинка. Например, садовник «поднимает лопату», антоним – «опускает лопату», «берёт корзину» – «ставит корзину», «открывает кран» – «закрывает кран» и так далее.
Четвёртое задание. Применяются интерактивные игры с использованием EduQuest – блок «Юные садовники». Дети делятся на 3 подгруппы, каждая выбирает по одной игре на развивающем оборудовании. Пока одна подгруппа выполняет своё задание на EduQuest, две другие подгруппы играют в настольные дидактические игры. Затем дети меняются местами.
Интерактивные игры: «Рост растений» - в данной игре нужно выстроить карточки в правильной последовательности: как вырастить растение и что нужно растениям для роста, «Семена и плоды» - необходимо соединить в пары семена и плоды растений, «Что где растёт?» - задача: разложить изображения растений, относящихся к саду и к огороду. По окончанию игр проводится музыкальная физкультминутка: игра «Садовники» под музыку Е. Железновой.
Пятое задание. Педагог рассказывает, что садовник приготовил растения для посадки, но сегодня ему нужно посадить только те, в названиях которых есть звук «Р» или «Рь». Если услышали такое слово, нужно топнуть ногой, что будет означать – нужно сажать. Предлагаемый словарь: яблоня, груша, айва, черешня, рябина, боярышник, лимон, апельсин, мандарин, хурма, гранат, орех, вишня, слива, персик, абрикос, инжир, малина, ежевика, смородина, крыжовник, виноград, облепиха.
Шестое задание «Пропавшая буква». Работа в парах с раздаточным материалом. Нужно найти одинаковые согласные звуки в названиях плодов. Показываются две картинки, дети определяют повторяющийся звук и фиксируют его место в слове на схеме (в начале, в середине, в конце). Например, в словах слива – апельсин, есть одинаковый звук. Какой? Звук «ль»; груша – вишня «ш»; лимон – гранат «н»; хурма – малина «м».
В некоторых словах, которые так дороги садовнику, пропали буквы. На интерактивной доске появляются слова с недостающей буквой. Дети по очереди нажимают нужную букву и зачитывают слово. Например: «с_д» а (сад), «зе_ля» м (земля), «вод_ а» д (вода), «_олнышко» с (солнышко).
Раздаётся стук в дверь. Заходит садовник с корзиной фруктов. Благодарит ребят за выполненные задания. Садовник спрашивает у детей, какие задания для них были трудными, с какими заданиями справились легко и быстро, что нового узнали, что им больше всего понравилось. Угощает детей фруктами. Дети прощаются с садовником.
Оксана Бондаренко, воспитатель
МБДОУ № 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку