Развиваем фонематический слух

В последние годы наблюдается тенденция: поступившие в школу дети не способны в полной мере овладеть чтением и письмом на этапе всего букварного периода. Эта неспособность к письму и чтению, известная как дисграфия и дислексия, обусловлена тем, что у ученика недостаточно развит фонематический слух (фонематическое восприятие) и он страдает фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Вследствие этого ребёнок не представляет себе Развиваем фонематический слухзвукового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка.

Такие ошибки не исчезают сами собой, а исправляются лишь тогда, когда ребёнок полностью овладеет навыками звукобуквенного анализа слова, научится отчётливо представлять себе звукослоговую структуру каждого слова, сравнивать и сопоставлять сходные и различительные признаки звуков и букв.

Предлагаем родителям и педагогам четыре игровых упражнения как дополнение к обучению грамоте с целью профилактики фонематической дисграфии в старшем дошкольном возрасте.

Цепочка слов

Цель: развивать фонетико-фонематическое восприятие, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.

Ход занятия: на стол выкладывается картинка, к ней в виде цепочки добавляется следующая, начинающаяся с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и так далее.

Инструкция: Какой звук в конце слова? Подбери картинку, название которой начинается на этот звук.

Рыбалка

Цель: развивать фонетико-фонематическое восприятие, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.

Ход игры: двое детей берут удочки с магнитом и начинают «ловить» по очереди картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребёнок кладёт к соответствующей общей по твёрдости-мягкости или по звонкости-глухости картинке. Например: в синий автобус складываем «рыбки-картинки» с твёрдым звуком, в зелёный автобус складываем «рыбки-картинки» с мягким звуком. К девочке с именем Соня складываем «рыбки-картинки» с глухим звуком «С», к девочке с именем Зоя складываем «рыбки-картинки» со звонким звуком «З».

Инструкция: Поймай «рыбки-картинки» с глухим звуком «С» и отдай их девочке Соне, а «рыбки-картинки» со звонким звуком «З» — девочке Зое.

Рассели пассажиров

Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух, слоговой анализ.

Ход игры: на столе паровозик с вагончиками. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названиях которых есть звук, соответствующий букве на вагончике, и поселить их в окошки. Например: вагончики с буквами «С» и «Ш». Выложены следующие картинки: собака, слон, лягушка, сова, синица, мишка, мышка, лиса, кошка, косуля. Предварительно все слова проговариваются.

Инструкция: Угадайте кто в каком вагончике едет.

Превратите скучное обучение в весёлую игру. Вырезайте вместе картинки из журналов на разные звуки. Самостоятельно сделайте паровозик с вагончиками и различные атрибуты к играм. Это поможет вам и вашему ребёнку не только научиться грамоте играючи, но и в будущем овладеть навыками письменной речи.

Второй вариант: надо расселить в первый вагончик слова, состоящие из одного слога, во второй — из двух слогов, в третий — из трёх слогов.

Собери цветок

Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую деятельность учащихся.

Ход занятия: на столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква, к примеру, «С». Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками «С», «З», «Ц», «Ш». Среди этих «лепестков» с картинками ребёнок должен выбрать те, в названии которых есть звук «С».

Инструкция: Найди картинки, в названии которых есть звук «С», и собери цветок.

Любовь Фоминова, учитель-логопед
детский сад № 577, г. Москва

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*