Шесть страниц занимательных открытий

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная взаимосвязь. Мелкая моторика — основа развития речи и мыслительных процессов. Вот почему в дошкольном возрасте, когда ребёнок активно осваивает речь и готовится к новой для себя роли школьника, особенно необходимо развивать Лого-книгамелкую моторику. И на основе этого решать довольно много образовательных, развивающих и воспитательных задач.

В наше время значительно расширился ассортимент игрушек, пособий, развивающих мелкую моторику. Но зачастую они выполняют механическую, тренировочную функцию и быстро надоедают детям.

Моей целью было создание многофункционального пособия для развития мелкой моторики, которое бы надолго привлекало и поддерживало интерес детей, использовалось во фронтальной и подгрупповой работе и помогало бы решать коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи. Таким пособием стала «Лого-книга».

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Формирование обобщающих понятий: «геометрические фигуры», «времена года», «одежда», «части тела», «домашние животные», «дикие животные», «транспорт», «воздушный транспорт», «водный транспорт», «железнодорожный транспорт», «дорожный транспорт», «фрукты», «овощи».
  • Закрепление, расширение представления о геометрических фигурах, обучение сравнению их между собой.
  • Закрепление значения глаголов: застегнуть, отстегнуть, расстегнуть, зашнуровать, зацепить, отцепить, завязать, развязать и активизация их в экспрессивную речь.
  • Закрепление, расширение словаря по лексическим темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Одежда», «Части тела», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт», «Сад», «Огород».
  • Формирование умения составлять рассказы-описания по представленной картине.
  • Формирование умения сравнивать предметы одежды.
  • Формирование значений пространственных предлогов и понятий.
Шесть страниц занимательных открытий
Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие зрительного восприятия, внимания.
  • Развитие связной речи.
  • Коррекция мышления.
  • Развитие и коррекция пространственных ориентировок.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание интереса к книге, как источнику знаний.
  • Воспитание аккуратного отношения к книге.
  • Воспитание при групповой работе умения договариваться между собой, работать вместе.
  • Воспитание бережного и аккуратного отношения к одежде.
  • Изучение ПДД.

Описание структуры Лого-книги

Книга содержит 6 страниц, каждая из которых относится к определённой лексической теме: «Геометрические фигуры», «Времена года», «Одежда», «Животные», «Транспорт», «Сад-огород».

1-я страница. На поверхность страницы нашиты разных цветов геометрические фигуры-шнуровки, фигуры- застёжки (фото 1).

Остальные страницы выглядят так: верхняя часть страницы — имитация наборного полотна с прикреплённой на ней надписью из букв двух цветов (красные — буквы, обозначающие гласные звуки, синие — буквы, обозначающие согласные звуки). Здесь можно выкладывать слова, соответствующие теме нижней части страницы. Также, на этой части, находятся карманы, под съёмные детали. На нижнюю часть страницы крепятся съёмные детали. Отличие страниц заключается в съёмных деталях.

2-я страница. Съёмные детали: дерево с пуговицами, «кроны» дерева разных цветов (жёлтая, белая, зелёная), листочки разных цветов, облака, тучки с отстёгивающимся дождиком, солнышко с отстёгивающимися лучиками, цветочки, грибочки, сугробы (фото 2).

3-я страница. Съёмные детали: руки, ноги, головы, туловища, виды одежды, головные уборы, обувь, тучка или солнышко, травка (фото 3).

4-я страница. Съёмные детали: картинки с изображением домашних и диких животных, левая и правая части домика, крыша, имитация леса со съёмными деревьями (фото 4).

5-я страница. Съёмные детали: картинки с изображением различных видов транспорта (фото 5).

6-я страница. Съёмные детали: грядки с пуговицами, с Пособие Лого-книгапрорезями, с кнопками, изображения овощей и фруктов, корзинки с прорезями (фото 6).

Варианты использования

Представленное пособие является мобильным. Его можно разбирать по страницам, при этом воспитательная функция бережного отношения к книге сохраняется, так как мы не просто разрываем её на отдельные листы, а аккуратно разъединяем, развивая пальцы рук.

С книгой можно заниматься на ковре, за столом, на мольберте и на доске (фото 7, 8).

Нижнюю часть 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й страниц дети могут использовать, как игровые поля при организации режиссёрской игры.

Используя книгу на логопедических занятиях, занятиях по развитию речи, можно формировать, расширять, закреплять словарь, лексико-грамматические категории, понятийный уровень, грамматический строй речи.

Например, по лексической теме «Осень» можно использовать в этом пособии 2-ю страницу книги: пристёгивая жёлтую крону и отдельные листочки, формируем навык образования прилагательного от существительного осень — осенняя крона, осенние листья, осеннее дерево. Отстёгивая листочки от веток и вкладывая их в траву, можно формировать представления о согласовании числительных с существительным (упал один лист, упало два листа и т.д.), а также значение понятия «листопад», закреплять пространственные понятия вверх — вниз.

По разделу обучения грамоте данное пособие может использоваться вместо кассы букв. В верхней части страницы можно прикреплять буквы, составлять слова, соответствующие лексической теме (например, слово «осень»).

Коррекционно-развивающие задачи можно реализовывать, например, с помощью следующих видов заданий и упражнений:

  • «Чего не хватает». Например: Петя забыл надеть ботинки (коррекция внимания, развитие связной речи, развитие мелкой моторики).
  • «Кто лишний, что лишнее?». Например: Лишний медведь, потому что он дикое животное, а все остальные — домашние животные (коррекция мышления, связной речи).
  • «Кто где?». Например: Слева от домика лошадь, справа от домика медведь, кошка на крыше и так далее (коррекция пространственных ориентировок, формирование значений предлогов).

С помощью данного пособия можно формировать интерес к книге, показать её роль, как источника новых знаний, воспитывать бережное отношение к ней. В процессе выполнения совместных заданий у детей воспитываются положительные коммуникативные качества.

Дарья Янченко, педагог МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида №18 «Сказка»
г. Зеленогорск, Красноярский край

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*