Система организации инклюзивного образования слабослышащих детей

Опыт работы со слабослышащими детьми в рамках детского сада общеразвивающего вида.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 года. Принятие этого закона открыло качественно новый этап правового регулирования образования в нашей стране. Закон впервые заложил полноценную правовую основу для развития инклюзивного образования. Согласно п.4 ст.79 «Закона об образовании» образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Наш детский сад общеразвивающего вида в новом учебном году принял в одну из младших групп двух слабослышащих девочек, родители которых имеют тот же недуг.
Дети должны учиться вместе
Перед коллективом детского сада встал вопрос, как правильно организовать работу с такими детьми и их родителями. Вопросов было больше, чем ответов.

Всю работу разбили на этапы. В первую очередь приказом по детскому саду была создана творческая группа по разработке экспериментального проекта, который назвали «Окно в звучащий мир». Вторым этапом стало изучение нормативно-правовой базы. Внесение в общеобразовательную программу МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №52» раздела по инклюзивному воспитанию, написание рабочих программ стало логическим продолжением предыдущих этапов.

Четвёртый этап включал в себя работу с коллективом (воспитателями, педагогами, специалистами, помощниками воспитателей).

  • Обучение и самообразование через участие в семинарах, научно-практических конференциях, прослушивание вебинаров, взаимопосещение открытых педагогических мероприятий в специализированном учреждении.
  • Изучение специальной методической литературы, методов, приёмов, технологий.
  • Консультации специалистов (логопедов и дефектологов) на базе нашего учреждения и специализированного; привлечение их для проведения мастер-классов.

Пятый этап – работа медико-психолого-педагогической комиссии с разработкой для каждого ребёнка индивидуального маршрута (игровая и изобразительная деятельность, все виды развития речевой деятельности и общения).

Задача обучения – постепенно и последовательно переводить зону ближайшего развития в зону актуального развития. Постоянное расширение зоны ближайшего развития обеспечивает подтягивание нарушенного психического развития вслед за обучением, способствуя коррекции и компенсации отклонений развития ребёнка с нарушенным слухом.

Педагогическое воздействие было и направлено на обеспечение, в соответствии с возрастными особенностями общего развития ребёнка (его двигательной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы), таким образом, оно ведётся в тех же направлениях, что для слышащих детей.

Работа с родителями – следующий этап, включа­ющий: дни открытых дверей, консультации и рекомендации, мастер-классы, совместные праздники и развлечения, соревнования.

Общеразвивающая и коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушения слуха, должна быть направлена на преодоление социальной недостаточности, социализацию ребёнка. Учитывая общность основных закономерностей развития слышащих и детей с нарушенным слухом, прежде всего, должна обеспечиваться целостность психического развития, становление базиса личностной культуры, означающего возможности ориентирования ребёнка в предметах, природе, явлениях общественной жизни, Система организации инклюзивного образования слабослышащих детейобщечеловеческих ценностях, в явлениях собственной жизни и деятельности.

Реализация такой задачи предполагает социальное развитие детей, обеспечение высокого уровня познавательной деятельности, формирование речи как средства общения и познания, личностное развитие дошкольников. Выполнение этих направлений возможно только в процессе длительной систематической работы, ориентированной на обогащение общего развития, приобщение ко всему, что доступно слышащим детям, коррекцию отклонений в развитии дошкольников с нарушенным слухом. Эта работа составляет основу воспитания и обучения в дошкольных учреждениях и представлена в различных разделах программы: физическое воспитание, игра, труд, изобразительная деятельность и конструирование, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных математических представлений, музыкальное воспитание. Каждый из этих разделов играет большую развивающую роль, а в совокупности обеспечивают решение общеразвивающих задач.

Речь, как условие всестороннего развития дошкольника, нельзя сформировать только посредством автоматизации артикуляционных действий и своевременного слухопротезирования. Важно учитывать развитие речевых функций во взаимосвязи со всеми психическими процессами. При этом необходимо выявлять и прогнозировать уровень развития сенсомоторных функций, которые влияют на слухо-зрительное восприятие.

Частичная или полная потеря слуха приводит к относительной замедленности овладевания двигательными навыками. А так как движение является важным фактором развития психики человека, то мы рассматриваем занятия с точки зрения двигательной активности с учётом здоровьесберегающих технологий.

Предлагаем использование здоровьесберегающих технологий комплексно с соблюдением охранительного режима не только во время физкультминуток, но и на протяжении всего хода занятий: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, двигательные упражнения, дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика и речевые упражнения, самомассаж.

Весь комплекс мероприятий позволяет нам успешно реализовывать инклюзивное образование наших особых воспитанников.

Екатерина Аль Рифаи, Надежда Мишукова МБДОУ Д/с № 52 г.Воронеж

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*