"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2015
Ступеньки взросления: особенности подросткового чтения
Подросток и книга несовместимы? Вовсе нет. Необходимо просто правильно подобрать литературу для чтения. Чтобы она была интересна пытливому уму, была созвучна настроениям сердца, давала пищу для таких важных размышлений
Подростковый возраст (11–15 лет) – время бурного и во многом противоречивого развития, переход от детства к взрослости. Жан-Жак Руссо назвал этот возраст «вторым рождением», когда происходит формирование новых жизненных взглядов, переоценка себя и окружающих.
Меняется и отношение подростка к чтению и выбору книг. Основной упор он делает на учёбу. Увеличивается необходимость в изучении энциклопедий, словарей, справочников. Ленивый малочитающий школьник не интересен сверстникам как личность. Ввиду высокой учебной нагрузки чтение художественной литературы подростками подчас ограничивается лишь тем, что задают на уроках литературы. Чтобы у ребёнка совсем не исчез интерес к классической литературе, важен совет и помощь родителей в выборе произведений для чтения. Хорошим методом является совместное обсуждение прочитанной книги.
В 11-15 лет активно развивается логическая память, а развитие механической памяти замедляется. Так как в школе много информации, которую нужно запоминать механически, подростки часто жалуются на плохую память. В связи с этим у них появляется интерес к способам её улучшения. Книги «Узнай свои способности» Г.Курбанова, «Как развить хорошую память» И.Матюгина, «Школа памяти» С.Гарибяна подскажут ребятам нужные упражнения для тренировки памяти и внимания.
В 11–13 лет с началом полового созревания меняется состояние всего организма и нервной системы подростка. Организм быстро утомляется. В поведении ребят отмечается повышенная нервозность, несдержанность или равнодушие ко всему, что их окружает. Подросток под воздействием гормональных изменений сам не в состоянии объяснить причину своего поведения. Книги «Практическая психология для подростков» Ди Снайдера, «Парень, что надо» Т.Яковлевой, «Девочке-подростку» И.Винтовкиной дают грамотное объяснение происходящих возрастных изменений. Родителям необходимо прочитать эти книги, ведь их взрослеющему ребёнку нужна помощь и дружеская поддержка.
В 14–15 лет нервная система подростков становится более уравновешенной, повышается работоспособность и самоконтроль, улучшается настроение. У подростков возникает интерес к противоположному полу, желание нравиться. Практические советы по уходу за своей внешностью (причёской, лицом, одеждой) можно найти в книгах «Советы старшего друга» П.Матвеева, «Современная энциклопедия для мальчиков» (сост. Н.Белова), «Юная красавица» С.Зацепиной, «Советы старшей подруги» М.Колывановой, а также в журналах «Мне 15», «Маруся», «Ромео и Джульетта».
В 13-15 лет юноши и девушки всё чаще проявляют интерес к литературе, освещающей вопросы любви и взаимоотношений между полами. Для чтения им можно посоветовать такие книги, как «О мальчиках и девочках» В.Кобелецкой, «Настольная энциклопедия для девочек» (сост. Н. Белов), «Стремясь к любви неуловимой» Ф.Махова. Девушкам, увлекающимся чтением любовных романов, можно предложить такие книги о любви, как «Алые паруса» А. Грина, «Милый Эп» Г.Михасенко, «Олеся» А.Куприна, «Барышня–крестьянка» А.Пушкина, «Вам и не снилось» Г.Щербаковой, «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» Р.Фраермана.
Ребята с удовольствием читают приключенческую литературу – книги Д.Лондона, А.Дюма, В.Беляева, К.Булычева, Дж. Р. Р.Толкиена, Дж.К.Ролинг. Их герои обладают мужеством, находчивостью и силой воли. Подростки пытаются подражать этим героям в жизни. В подростковом возрасте отношения с товарищами находятся в центре личностного развития ребёнка. Поэтому и их читательские предпочтения строятся порой на основании мнений сверстников. Зачастую ребята рекомендуют друг другу то, что называется фривольной литературой. Помните: в доверительной беседе с подростком вы сможете повлиять на формирование у него хорошего вкуса в отношении выбора книг и объяснить, что не все издания стоит читать. Отнеситесь с уважением к внутреннему миру подростка, а иначе он будет искать ответы в среде более «просвещённых» сверстников.
Подростки читают то, что соответствует их возрастным потребностям, но это не означает, что они не прислушиваются к мнению родителей. Не только прислушиваются, но и присматриваются, что читают их родители и читают ли вообще. Введите в свой круг чтения те книги, которые вы сможете обсудить вместе со своим ребёнком. Такое общение не только усилит интерес подростка к чтению, но и поможет вам лучше понимать и ценить друг друга. Если мы с вами обратимся к рейтингам лучших книг для подростков, все они в разных вариация будут по сути содержать одни и те же произведения. Я бы разделила их на великие и современные.
Великие:
Подростковый возраст (11–15 лет) – время бурного и во многом противоречивого развития, переход от детства к взрослости. Жан-Жак Руссо назвал этот возраст «вторым рождением», когда происходит формирование новых жизненных взглядов, переоценка себя и окружающих.
Меняется и отношение подростка к чтению и выбору книг. Основной упор он делает на учёбу. Увеличивается необходимость в изучении энциклопедий, словарей, справочников. Ленивый малочитающий школьник не интересен сверстникам как личность. Ввиду высокой учебной нагрузки чтение художественной литературы подростками подчас ограничивается лишь тем, что задают на уроках литературы. Чтобы у ребёнка совсем не исчез интерес к классической литературе, важен совет и помощь родителей в выборе произведений для чтения. Хорошим методом является совместное обсуждение прочитанной книги.
В 11-15 лет активно развивается логическая память, а развитие механической памяти замедляется. Так как в школе много информации, которую нужно запоминать механически, подростки часто жалуются на плохую память. В связи с этим у них появляется интерес к способам её улучшения. Книги «Узнай свои способности» Г.Курбанова, «Как развить хорошую память» И.Матюгина, «Школа памяти» С.Гарибяна подскажут ребятам нужные упражнения для тренировки памяти и внимания.
В 11–13 лет с началом полового созревания меняется состояние всего организма и нервной системы подростка. Организм быстро утомляется. В поведении ребят отмечается повышенная нервозность, несдержанность или равнодушие ко всему, что их окружает. Подросток под воздействием гормональных изменений сам не в состоянии объяснить причину своего поведения. Книги «Практическая психология для подростков» Ди Снайдера, «Парень, что надо» Т.Яковлевой, «Девочке-подростку» И.Винтовкиной дают грамотное объяснение происходящих возрастных изменений. Родителям необходимо прочитать эти книги, ведь их взрослеющему ребёнку нужна помощь и дружеская поддержка.
В 14–15 лет нервная система подростков становится более уравновешенной, повышается работоспособность и самоконтроль, улучшается настроение. У подростков возникает интерес к противоположному полу, желание нравиться. Практические советы по уходу за своей внешностью (причёской, лицом, одеждой) можно найти в книгах «Советы старшего друга» П.Матвеева, «Современная энциклопедия для мальчиков» (сост. Н.Белова), «Юная красавица» С.Зацепиной, «Советы старшей подруги» М.Колывановой, а также в журналах «Мне 15», «Маруся», «Ромео и Джульетта».
В 13-15 лет юноши и девушки всё чаще проявляют интерес к литературе, освещающей вопросы любви и взаимоотношений между полами. Для чтения им можно посоветовать такие книги, как «О мальчиках и девочках» В.Кобелецкой, «Настольная энциклопедия для девочек» (сост. Н. Белов), «Стремясь к любви неуловимой» Ф.Махова. Девушкам, увлекающимся чтением любовных романов, можно предложить такие книги о любви, как «Алые паруса» А. Грина, «Милый Эп» Г.Михасенко, «Олеся» А.Куприна, «Барышня–крестьянка» А.Пушкина, «Вам и не снилось» Г.Щербаковой, «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» Р.Фраермана.
Ребята с удовольствием читают приключенческую литературу – книги Д.Лондона, А.Дюма, В.Беляева, К.Булычева, Дж. Р. Р.Толкиена, Дж.К.Ролинг. Их герои обладают мужеством, находчивостью и силой воли. Подростки пытаются подражать этим героям в жизни. В подростковом возрасте отношения с товарищами находятся в центре личностного развития ребёнка. Поэтому и их читательские предпочтения строятся порой на основании мнений сверстников. Зачастую ребята рекомендуют друг другу то, что называется фривольной литературой. Помните: в доверительной беседе с подростком вы сможете повлиять на формирование у него хорошего вкуса в отношении выбора книг и объяснить, что не все издания стоит читать. Отнеситесь с уважением к внутреннему миру подростка, а иначе он будет искать ответы в среде более «просвещённых» сверстников.
Подростки читают то, что соответствует их возрастным потребностям, но это не означает, что они не прислушиваются к мнению родителей. Не только прислушиваются, но и присматриваются, что читают их родители и читают ли вообще. Введите в свой круг чтения те книги, которые вы сможете обсудить вместе со своим ребёнком. Такое общение не только усилит интерес подростка к чтению, но и поможет вам лучше понимать и ценить друг друга. Если мы с вами обратимся к рейтингам лучших книг для подростков, все они в разных вариация будут по сути содержать одни и те же произведения. Я бы разделила их на великие и современные.
Великие:
- Джером Селлинджер «Над пропастью во ржи»
- Рей Бредбери «Вино из одуванчиков» и «451 по Фаренгейту»
- Харпер Ли «Убить пересмешника»
- Жоржи Амаду «Капитаны песка»
- Джон Грин «В поисках Аляски»
- Джоан Роулинг «Гарри Поттер»
- Дж. Р. Р.Толкиен «Властелин Колец»
- Сьюзен Коллинз «Голодные игры»
- Маркус Зузак «Книжный вор»
- Стивен Чбоски «Хорошо быть тихоней»
Евгения Труфанова, заведующая отделом психологии
ГБУК ИОДБ им. Марка Сергеева, г.Иркутск
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку