В гостях у дымковских мастеров

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей с задержкой психического В гостях у дымковских мастеровразвития подготовительной группы.

Цель: расширять представления об игрушках народных промыслов России.

Образовательные области по ФГОС ДО: познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и речевое развитие.

Обучающие задачи: закреплять представления о дымковской глиняной игрушке и особенностях дымковского узора; учить изготавливать элементы узора из пластилина, создавать новый образ с помощью техники лепки на бумаге.

Развивающие задачи: обогащать зрительные впечатления, музыкально-слуховой и художественный опыт детей; расширять и активизировать словарь образных слов, эпитетов, сравнений; развивать эстетические чувства; способствовать свободному проявлению художественного творчества.

Воспитательные задачи: воспитывать уважение к труду народных умельцев, первоначальные патриотические чувства.

Оборудование: ноутбук, мульти-проектор, экран, музыкальный центр; элементы народных костюмов для детей.

Демонстрационный материал: дымковские игрушки; презентация «Игрушки из Дымково»; аудиозапись «Песнь половецких дев «Улетай на крыльях ветра» из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь»; магнитная доска; силуэт коня из плотной белой бумаги А 2.

Раздаточный материал: разрезные и цельные картинки с изображением дымковских игрушек и городецкой игрушки; разноцветный пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук.

Ход деятельности

Дефектолог: Дорогие гости, добро пожаловать в нашу Дымковскую слободу! Знаете ли вы, чем с давних пор славится село Дымково?

Дети: Здесь мастера делают из глины игрушки.

Дефектолог: Глиняные игрушки не только лепят, их обжигают в печи, покрывают раствором из мела и молока, а потом расписывают узорами. (Педагог привлекает внимание детей к дымковским игрушкам на столе и предлагает их рассмотреть.) Вот такие игрушки получались в селе Дымково: водоноска, индюк, конь, барышня.

Все игрушки непростые,

Дети: Все волшебно-расписные!

Дефектолог: На любой ярмарке игрушки дымковских мастеров были самыми яркими, нарядными и весёлыми. Предлагаю рассказать о них стихами.

1-й ребёнок: Вот барыня-красавица,

В гости к нам пришла,

Дымковских красавиц,

К нам в гости привела!

2-й ребёнок: Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный!

У большого индюка,

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

3-й ребёнок: За студёною водицей,

Водоноска-молодица,

Как лебёдушка плывет,

Вёдра красные несёт.

4-й ребёнок: Утка - Марфутка

Бережком идёт,

Уточек-Марфуточек

Купаться ведёт.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности5-й ребёнок: Что за конь!

Только тронь -

Со всадником вместе,

Ускачет вёрст за двести.

6-й ребёнок: Барашек-свисток,

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

7-й ребёнок: Под берёзки на лужки

Выбегают петушки.

Зелёные сапожки,

Красные серёжки.

Дефектолог: Игрушки наши повсюду славятся. Подходите скорее, и вам понравятся! (Дети берут в руки игрушки, рассматривают их, затем садятся за столы.) Ребята, что отличает игрушки дымковских мастеров от других?

Дети: Дымковские игрушки всегда белого цвета, а узор разноцветный.

Дефектолог: Какие элементы используют в узоре дымковские мастера?

Дети: Круги, кольца, полоски, точки, клетки из полосок.

Дефектолог: Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор! Перед каждым из вас на подносе части картинки. Если вы их правильно сложите, то сможете назвать игрушки. (Дети собирают разрезные картинки и называют игрушки.) А теперь постарайтесь найти свою игрушку среди цельных картинок на моём столе. (Дети выбирают картинки и сравнивают изображение на них с составленным из частей. Если ребёнок сделал правильный выбор, то педагог предлагает прикрепить картинку к доске.)

Дефектолог: Молодцы, ребята! Теперь взгляните на доску. Что вы заметили?

Дети: Одна картинка не подходит к остальным. На ней нет дымковского узора.

Дефектолог: Верно! Я рада, что вы хорошо различаете дымковский узор! Но что за роспись на этой игрушке?

Дети: Это городецкая роспись! (Дошкольники по цепочке называют отличия элементов дымковского и городецкого узоров.)

Дефектолог: Давайте немного разомнёмся. Выходите, игрушки расписные!

(С детьми проводят двигательную паузу, затем они садятся за столы.)

Мы игрушки расписные (Поднимают и опускают плечи, стоя прямо.) Хохотушки вятские, (Выполняют поворот друг к другу с улыбкой.)

Щеголихи слободские, (Выполняют поворот вокруг себя.)

Кумушки посадские. (Делают небольшие приседания.)

У нас ручки крендельком, (Выполняют движение руками вперёд, на пояс.) Щёчки будто яблочки. (Легко прикасаются ладонями к своим щекам.)

С нами издавна знаком (Выполняют наклоны туловища влево, вправо.)

Весь народ на ярмарке! (Разводят руки в стороны и опускают их.)

Дефектолог: Знаю, что вы, ребята, хотите научиться искусству дымковских мастеров, и сегодня я приготовила для вас сюрприз. Догадайтесь, какой: не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. (Дети с помощью педагога отгадывают загадку и называют коня. Дефектолог демонстрирует большой бумажный силуэт коня и прикрепляет его к магнитной доске.)

Дефектолог: Верно, это конь. Давайте украсим его дымковскими узорами из пластилина. Хотите это сделать? Что нам для этого нужно приготовить?

(Дошкольники выражают интерес к предложенной деятельности и называют всё необходимое для неё. Затем они дружно готовят свои рабочие места за двумя столами.)

Дефектолог: Чтобы конь получился нарядным, будем использовать разные элементы узора. Что будут лепить мастера за каждым столом? (Дети договариваются о том, что за одним столом они будут лепить круги и колечки, а за другим - «колбаски» для выкладывания волнистых линий и прямые полоски.) Каждый, кто сделает элемент узора, может подойти к силуэту коня и прикрепить его. (Звучит музыка. Дошкольники лепят разноцветные элементы узора и украшают ими силуэт коня. На заключительном этапе деятельности они вместе с дефектологом рассматривают коня и делятся впечатлениями.)

Дефектолог: Какой замечательный красочный конь у вас получился! Из вас обязательно получатся искусные мастера. Спасибо вам за старание!

Наиля Хайретдинова, учитель-дефектолог

ШМК «Бибирево» ДО № 4, г. Москва

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*