"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2021
Животные холодных стран
Задачи:
- уточнять представления дошкольников об арктических животных, особенностях их внешнего вида, поведения, питания;
- активизировать в речи детей названия детёнышей;
- упражнять в составлении рассказа по схеме;
- развивать творческое мышление, познавательную активность, социально-коммуникативные навыки.
Материал: модель цветка с семью отрывными лепестками, модель северного сияния, картинки с изображением животных Севера, мнемотаблица, карточки-схемы, разрезная картинка для игры «Составь целое», изобразительные материалы.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение книг, обучение детей составлению рассказов по схеме (мнемотаблице).
Ход деятельности
(Воспитатель обращает внимание детей на картину-барельеф с изображением арктического пейзажа с животными, обитающими в Арктике.)Воспитатель: Как вы думаете, что это за необычное место?
Дети: Крайний Север, Арктика. Там есть Северный Ледовитый океан во льдах и животные Севера.
Воспитатель: Если бы смогли, вы захотели бы туда отправиться?
Дети: Да.
Воспитатель: У меня есть волшебный цветок. Вы помните, из какой он сказки? А слова, которые нужно сказать, помните? Давайте, их произнесём. Дети выбирают любой лепесток и произносят нужные слова. (Из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».)
Воспитатель: Вели, чтобы мы оказались на Северном полюсе. (Дети и воспитатель делают вокруг себя один поворот.) Вот мы и на месте. А чтобы нам не замёрзнуть, мы должны одеться. Что люди надевают зимой, когда очень холодно?
Дети: Шубы, шапки, валенки, сапоги, варежки. (Игра-имитация «Оденься на прогулку».)
Воспитатель: Внизу, под нашими ногами, Северный Ледовитый океан, покрытый толстым слоем льда, арктические моря, на побережьях которых вечная мерзлота. Как называется это место, куда мы с вами попали?
Дети: Арктика.
Воспитатель: В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и всю зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Посмотрите! (Гаснет свет, зажигается гирлянда на стене под радужной драпировкой из шифона.)
Воспитатель: Что вы можете об этом сказать? (Дети по желанию высказывают своё мнение.)
Воспитатель: Каких животных можно встретить среди снега и льда? (Дети перечисляют северных животных, с которыми знакомились в рамках лексической темы: морж, тюлень, белый медведь и т.д. Воспитатель предлагает отгадать загадки. После каждой правильной отгадки на экране появляется изображение животного.)
Воспитатель: Снег глубокий разгребая,
Ягель вкусный добывает,
Он порой весь день копает,
И усталости не знает. (Олень.)
Неуклюжий и большой,
Только в море он герой,
С клыками острыми, как нож,
Любитель рыбы – бурый... (Морж.)
Братья, сёстры бурым мишкам,
Но не любят мёд и шишки,
Моржи, тюлени им соседи.
Это белые... (Медведи.)
Воспитатель: Белый медведь – очень редкое животное. Их мало осталось на Земле. Как вы думаете, что люди должны делать, чтобы исправить ситуацию?
Дети: Создать заповедники, занести в Красную книгу.
Воспитатель: Предлагаю вам составить рассказ про белого медведя для Красной книги. (Составление рассказа с опорой на схему (мнемотаблицу). Примерный рассказ: «Это большое, с виду неуклюжее животное, покрытое светлой шерстью. У белого медведя вытянутая голова с маленькими ушами. Шея длинная, туловище большое, овальное. У него толстые, сильные лапы с большими когтями и маленький хвост. Шерсть у медведя тёплая, длинная и пушистая. Белый медведь живёт на Севере, хорошо плавает и быстро бегает, питается рыбой, тюленями».)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, у меня есть кусочки меха, потрогайте, какие они на ощупь? (Воспитатель предлагает потрогать и сравнить разный по фактуре мех.)
Дети: Мягкий, гладкий, тёплый, жёсткий, короткий, длинный.
Воспитатель: Как вы думаете, какой из этих образцов похож на мех белого медведя. Почему вы так решили? (Педагог демонстрирует картинку «Морж с моржонком».)
Воспитатель: Что за животное изображено на картине?
Дети: Морж.
Воспитатель: Как называют детёныша моржа?
Дети: Моржонок.
Воспитатель: Давайте расскажем про моржа, какой он? (Аналогично рассматриваются и описываются другие животные: тюлень, северный олень.)
Воспитатель: Мои руки – это волны, (Имитация волны руками.)
Ветер гонит их вперёд. (Вытягиваем руки вперёд волнообразными движениями.)
Мои руки – крылья чаек, (Взмахи руками.)
Небо их к себе зовёт. (Вытягиваем руки вперёд и вверх тянемся.)
Мои руки – это крабы, (Растопыриваем пальцы и шевелим.)
Плавают туда-сюда. (Движение рук из стороны в сторону.)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это выглядывает из сугроба? Подойдём поближе, посмотрим? Здесь конверт. (В конверте разрезная картинка. Собрав части, дети могут увидеть бурого медведя.)
Воспитатель: Кто это?
Дети: Бурый медведь.
Воспитатель: Давайте, попробуем сравнить двух медведей: бурого и белого. (Проводится упражнение «Закончи предложение».)
Белый медведь живёт на Севере, а бурый...
У белого медведя шерсть белая, а у бурого...
Белый медведь ест рыбу, тюленей, а бурый...
Белый медведь спит на льдине в снегу, а бурый...
Воспитатель: Теперь мы с вами отправляемся на те большие льдины. Нам нужно перебраться через высокие сугробы. Идти будем, высоко поднимая колени. (Дети проходят к столам.)
Воспитатель: Вот мы с вами и добрались до огромной льдины. Как вы думаете, кто на ней живёт?
Дети: Белые медведи.
Воспитатель: Предлагаю вам сделать портрет медвежьей семьи. Посмотрите, что здесь приготовлено, и выберите те материалы, которые нам больше всего для этого подходят. (Выбор материалов, способов изображения (пластилинография, аппликация из ватных дисков или нанесение гуаши губкой через трафарет), создание композиции. При необходимости педагог оказывает индивидуальную помощь. По окончании творческой деятельности организуется выставка, краткий анализ работ: Кто из медведей получился самым довольным? Кто самый голодный? Какие медведи самые сильные?)
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Вставайте в круг, сорвём ещё один лепесток и произнесём волшебные слова.
Воспитатель: Вели, чтобы мы снова оказались в нашем детском саду. Мы снова в нашей группе. Понравилось вам наше путешествие? Что вам понравилось больше всего? С кем вы познакомились? Что вас удивило? Вы узнали сегодня что-то новое?
Воспитатель: В следующий раз мы с вами отправимся в путешествие в жаркие страны.
Татьяна Почитаева, Марина Искаева -
воспитатели, Татьяна Яковлева - учитель-
дефектолог, МБДОУ № 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
- Всероссийский конкурс для образовательных организаций «Метод проектов в игровом пространстве»
- Праздник красок
- Большая стройка
- Головоломки
- Комментарии