Знаменитые москвичи-композиторы

Познавательный досуг для детей старшего дошкольного возраста

Знакомство детей с творчеством композиторов

Цель: воспитывать у детей любовь к Родине, родному городу; познакомить детей с творчеством композиторов, родившихся в Москве – А. Гречанинова, Т. Попатенко, Ю. Чичкова.

Задачи:

  • создать хорошее настроение у детей, эмоциональную отзывчивость, высокую активность, желание демонстрировать свои знания и умения;
  • развивать умения различать характер песен, инструментальных пьес;
  • побуждать детей к поиску выразительных средств (движения, мимики, жестов) для передачи характерных особенностей персонажей;
  • закрепление терминов «опера», «вальс», «оркестр».

Музыкальный руководитель 1: Здравствуйте, ребята! Как называется город, в котором мы живём?

Дети: Москва.

Музыкальный руководитель 2: Наш город очень красивый. В Москве много парков, есть музеи, театры, консерватории. Кремль – главная достопримечательность нашего города. Давным-давно вся Москва помещалась внутри Кремля, вот такая она была маленькая. Вечером, когда зажигают фонари наш город становится похожим на волшебную гирлянду. Наш город прекрасен в любое время года. (Показ слайдов о Москве и более подробный рассказ.) Сегодня мы хотим познакомить вас с творчеством композиторов, которые родились в нашем замечательном и любимом городе. И начнём мы разговор с творчества композитора Александра Гречанинова (слайд 1).

Семья Саши была музыкальна. И мама, и папа Саши были исполнителями песен, только мама пела романсы, а папа – церковные песни. И несмотря на этот факт, Саша впервые сел за фортепьяно только в четырнадцать лет. А в семнадцать лет поступил в Московскую консерваторию и начал учиться по классу фортепьяно. Он был прирождённым педагогом, поэтому создал так много детских произведений в разных жанрах. Давайте послушаем некоторые из них (слайд 2. Звучат пьесы из «Детского альбома». После прослушивания пьесы «Верхом на палочке», проводим беседу о произведении, а мальчики берут гимнастические палочки и под музыку имитируют езду на лошадке.) Следующее произведение «Вальс» (слайд 3. Проходит сравнение прозвучавших произведений (характер, темп), девочкам предлагается станцевать под «Вальс», изображая бабочек, девочки получают бумажных бабочек.)

Музыкальный спектакль

Музыкальный руководитель 1: Все знают сказку «Теремок»? Расскажите мне о её сюжете. Главные герои в надежде найти себе крышу над головой, приходят к одиноко стоящему в поле домику. Александр Гречанинов сочинил для этой сказки целую оперу. Вы знаете, что такое опера? (Ответы детей.) Правильно, это музыкальный спектакль, где действующие лица не говорят, а поют в сопровождении оркестра (слайды 4, 5, 6). В Москве есть знаменитый на весь мир театр, в котором ставят оперные произведения. Называется он Большой театр (слайд 7). Сейчас посмотрим отрывок из оперы «Мышкин теремок», которую сочинил Александр Гречанинов. (Просмотр постановки.) Ещё замечательный композитор-женщина жила и сочиняла музыку для детей в Москве, зовут её Тамара Александровна Попатенко (слайд 8). Мы часто поём её песни в нашем музыкальном зале. И танцуем под различные мелодии в её обработке (слайд 9. Музыкальный руководитель предлагает ребятам встать в пары. Исполняется «Пляска парами» литовская народная мелодия в обработке Т. Попатенко.)

Музыкальный руководитель 2: Дети, скажите, пожалуйста, какие времена года вы знаете?

Дети: Весна, лето, осень, зима.

Музыкальный руководитель 2: Правильно! Многие композиторы посвящали свои произведения сезонным изменениям в природе. Так, Тамара Александровна написала много красивых песен именно об осенней поре. И несмотря на то, что сейчас весна, вспомним с вами осеннюю пору с помощью песни «Листопад». (Прослушивание песни «Листопад» в исполнении музыкальных руководителей, слайд 10.) Дети, вам понравилась песня?

Дети: Да.

Музыкальный руководитель 1: Какой характер у прослушанного произведения? Ребята, как вы думаете, можно ли украсить эту песню? (Раздаются музыкальные инструменты, сделанные из бросового материала: шуршалки, шумелки, и треугольники. Группа делится на три подгруппы: «шелест листьев», «дуновение ветра», «капли дождя». Повторно звучит песня «Листопад», дошкольники подыгрывают на вступление и проигрыш.) А ещё в Москве родился Юрий Михайлович Чичиков. Он написал много музыкальных произведений для детей (слайд 11).

Любовь к музыке у маленького Юры проявилась рано. Очень он любил петь, и мама отвела его в музыкальную школу. Даже во время Великой Отечественной войны он не оставил обучение музыке. Он вспоминал один случай, который произошёл во время войны. Он с ребятами добраться до четвёртого этажа разрушенного дома, и увидел пианино, которое чудом осталось уцелевшим (слайд 12). Юра устроил необыкновенный концерт для своих друзей и собравшихся внизу прохожих. Будучи уже взрослым, он написал много популярных песен для детей разного возраста.

Ребята, как вы думаете, чем отличаются девочки и мальчики? (Ответы детей.) Вот о таких забавных различиях написал песню Юрий Чичков «Из чего же, из чего же, из чего же?» (Слайд 13, 14, прослушивание отрывка песни.)

«Весёлый оркестр»

Музыкальный руководитель 2: Что такое оркестр? (Ответы детей.) Предлагаю вам поиграть в игру «Весёлый оркестр» в сопровождении музыки, которую написал Юрий Чичков. (Проводится игра «Весёлый оркестр»: дети стоят в кругу, им раздаются музыкальные инструменты. Звучит двухчастная пьеса Ю. Чичкова «Коза с козлятами». На первую часть ребята двигаются по кругу лёгким бегом, на вторую - играют в оркестре. На окончание части передают музыкальный инструмент соседу справа. Игра повторяется.)

Музыкальный руководитель 1: Вот и подошло к концу наше знакомство с некоторыми знаменитыми композиторами, которые родились и занимались творчеством в Москве. Какие произведения запомнились больше всего? (Ответы детей.)

Музыкальный руководитель 2: Огромное количество талантливых людей проживало и живёт сейчас в столице нашей родины, в нашем родном городе Москве. Они прославляют её своими произведениями и достижениями (Слайд 15, исполняется перестроение с лентами двух цветов под песню Ю. Чичкова «Детство — это я и ты» по показу музыкальных руководителей.)

Наталья Черниченко, Татьяна Никулина
муз. руководители I кв. категории
ГБОУ Школа №1359, г. Москва

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*