"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2013
«Золушка» занятие по сенсорному развитию
Чтобы заинтересовать ребёнка, захватить его развивающими играми, необходимо сначала увлечь его сказкой, дать ему пережить сопричастность с персонажами. А уже затем ребёнок вновь переживёт очарование сказкой и потянется к этим играм. А там и сам начнёт создавать свои образы, по своему развивать сюжет. Один из таких сюжетов мы предлагаем по сказке «Золушка» на основе игры «Сложи узор» и «Кубики для всех» Никитиных. Если вы играете с группой детей, то вывесите чертёж фигуры на доску, пусть каждый ребёнок сам догадается, какие кубики или пластины ему необходимо взять, как повернуть, чтобы фигура соответствовала чертежу.
Педагог рассказывает сказку: Мы сказку начнём, как велит нам обычай.
В одном королевстве жил добрый лесничий.
Он жил одиноко в зелёной глуши,
И в дочке своей он не чаял души.
Девочка была добрая и красивая. (Покажите, какая она была.)
Но злющая мачеха там появилась,
И в доме лесничего всё изменилось.
Она обожает своих дочерей,
А Золушку гонит: «Работай скорей!» (Покажите, какая мачеха была злющая.)
И вот решил король устроить бал.
И будет счастлив каждый, кто туда попал. (Покажите, как восхищались сёстры и мачеха, а Золушка восхищалась тихо-тихо, потому что боялась, вдруг её не возьмут.)
И мачеха на самом деле не разрешила Золушке ехать на бал, а только загрузила её работой. Что почувствовала Золушка? (Дети отвечают, какие чувства испытала Золушка, и показывают их.) Сидит грустная Золушка одна в саду и вдруг… Кто появился? Фея! Она утешила Золушку и преподнесла ей чудесные подарки. (Педагог с детьми перечисляет, какие чудеса совершила фея.) И подарила она Золушке прекрасное платье. (Покажите, какая Золушка стала.) А что ещё подарила Золушке фея? (Хрустальные туфельки.) Ах, какие они были красивые! (Покажите, как Золушка восхищалась.)
На доску вывешивается чертёж туфелек (рисунок 1 — для младшего возраста, рисунок 2 — для старшего).
У туфельки есть острый носочек и каблучок. Соберите туфельку из льдинок.
Дети собирают туфельку из «Прозрачного квадрата» В.В. Воскобовича. Звучит музыка: П.И. Чайковский — «Старинная французская песенка» («Детский альбом»).
Ах, как обрадовалась Золушка! Вскочила в карету и уже хотела ехать на бал, как фея ей дала свой наказ. Какой, ребята? (Вернуться до полуночи, потому что волшебство закончится.) И поехала наша Золушка на бал. Приехала, увидела, как там всё красиво, и восхитилась. Покажите, как. А принц, когда увидел Золушку, сразу влюбился. Принц был очарован Золушкой и смотрел на неё с восхищением. Принц пригласил Золушку на танец, и они закружились в вальсе.
Время шло неумолимо,
Только Золушка забыла
Про волшебный уговор.
Ей, конечно, не в укор.
А часы на главной башне
В полночь начали свой бой.
Испугалась Золушка и бросилась бежать по длинной лестнице, а Принц за ней, но не смог её догнать.
По ступенькам принц спустился,
Под ногами на пути туфелька,
Он удивился: Как владелицу найти?
Как принц решил найти Золушку? (Примерить туфельку всем девушкам в королевстве.) А чтобы быстрее справиться с задачей, поможем принцу и сделаем ему коня. Как вы думаете, какие кубики надо взять? Младшим детям можно подсказать, что необходимы голубой и зелёные кубики.
Вывешивается чертёж коня на доску (рисунок 3). Дети собирают коня из «Кубиков для всех» Б.П.Никитина. Звучит музыка: П.И.Чайковский — «Марш деревянных солдатиков», «Кукла» («Детский альбом»).
Ехал-ехал принц и приехал, наконец, в дом, где жили сёстры, мачеха и Золушка. Примерил туфельку одной сестрице — не подошло, примерил другой — ой-ой-ой как жмёт! А когда примерил Золушке, то туфелька оказалась ей впору. Достала тогда Золушка вторую туфельку и все увидели, что она та, кого искал наш принц.
Ребята, а вы помните, как мы делали туфельку из прозрачных пластин? Сделайте её. (Дети выполняют работу по памяти из «Прозрачного квадрата» В.В. Воскобовича.)
Посадил принц Золушку на коня. Вы помните, как делать коня? Сделайте его. (Дети собирают коня по памяти из «Кубиков для всех» Б.П. Никитина.) Принц повёз Золушку к себе в замок.
Вывешивается чертёж замка (рисунок 4). Возьмите только синие, жёлтые и зелёные кубики. (Дети собирают замок из «Кубиков для всех» Б.П.Никитина.)
И стали они в этом замке жить-поживать и добра наживать. Вот и сказочке конец, а кто слушал… (Молодец!)
Чтобы ребёнок создал образ, его надо увлечь сказкой. На наших занятиях мы используем русские народные сказки («Заюшкина избушка», «По щучьему велению», «Зимовье зверей»); сказки народов мира («Золушка», «Дюймовочка»), авторские сказки («Сказка о царе Салтане», «Аленький цветочек», «Серебряное копытце», «Федорино горе»).
Переживая эмоционально за героев сказки, ребёнок с большим удовольствием выкладывает, собирает, думает и творит. Тот эмоциональный восторг, что испытывают дети, услышав знакомую сказку, сродни встрече с дорогим человеком. Со словами «А я читал/смотрел эту сказку с папой/мамой!» ребёнок с большим энтузиазмом вовлекается в игру.
Светлана Макушкина, педагог-психолог
д/с №4 «Алёнушка» г.Мытищи
Рекомендуем почитать
- Маша и Ваня пришли в детский сад
- Калейдоскоп Ваших возможностей
- Сколько красок у природы?
- Какие бывают иголки
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии