На лесной опушке

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности.

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

На лесной опушкеЦель: автоматизировать звук [ш] в словах и фразах.

Обучающие задачи: автоматизировать звук [ш] в словах и фразах; формировать навыки слогового и звукового анализа, словообразования и употребления уменьшительно-ласкательной формы имён существительных, словоизменения и употребления имён существительных единственного числа в родительном падеже, восприятие и понимание художественного слова, музыкальных произведений; упражнять в умении импровизировать под предложенную музыку.

Развивающие задачи: формировать познавательную мотивацию; развивать любознательность, мыслительные операции анализа и обобщения; совершенствовать зрительно-двигательную координацию, навык закрашивания карандашом контурных изображений.

Воспитательные задачи: воспитывать умение давать самооценку своей деятельности, при выполнении заданий общаться и взаимодействовать со взрослыми, сверстниками.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, наборное панно.

Демонстрационный материал: презентация «На лесной опушке», предметные картинки: заяц, волк, медведь, муравей, петушок, кошка, лягушка, мышь, лошадка, матрёшка, неваляшка, кошелёк, машина, сушки, подушка, Чебурашка, клюшка, санки, совок, кукла, кубики; фигурки животных из настольного театра: заяц, волк, медведь, муравей, петушок, кошка, лягушка, мышь; пособие «Теремок» для слогового анализа слов.

Раздаточный материал: схемы слова «мышь», наборы цветных карандашей, раскраски с изображениями героев сказки.

Ход занятия

(Логопед поёт на мелодию песни «Что такое чудеса» муз. Р. Вильданова.)

Логопед: На свете сказок много,

Вокруг они живут,

Волшебною дорогой

Всегда они идут.

Ведут в неведомые дали,

Где горы и леса,

Где разные, прекрасные

Бывают чудеса!

Приглашаю вас в сказку, а попасть туда нам поможет волшебный экран.

(Дошкольники называют знакомые и любимые сказки, усаживаются перед интерактивной доской. Педагог демонстрирует им презентацию и даёт пояснения к слайдам.) На лесной опушке в маленькой избушке жили, не тужили, кашу варили мышка-норушка, лягушка-квакушка, кошка-плутишка, да петушок-голосистое горлышко.

Логопед: Ребята, кто же жил в избушке? (Дошкольники называют животных.) Какой звук встречается в названии всех жильцов? (Дети медленно произносят слова, выделяют в произношении и называют звук [ш].) Сегодня мы с вами На лесной опушкепоговорим о звуке [ш]. Что мы знаем об этом звуке? Как его обозначаем?

Дети: Звук согласный, твёрдый, глухой. Обозначаем фишкой синего цвета.

(На слайде в окошке избушки появляется буква Ш.)

Логопед: Как-то раз на полянку пришли и другие зверушки. (На экране появляются изображения медведя, зайца, волка и муравья). Захотели и они поселиться в избушке. Но вот незадача – войти в избушку может только тот, у кого в названии есть звук [ш]. Давайте поможем животным, изменим их названия так, чтобы в них появился этот звук.

Дети: Мишка, мишутка, зайчишка, волчишка, муравьишка.

Логопед: Поможем героям нашей сказки расселиться. Жильцов, названия которых состоят из одного слога, поселим на 1-м этаже; жильцов с названиями из 2-х слогов разместим на 2-м этаже. Догадайтесь, куда мы поселим тех, чье название состоит из 3-х слогов и из 4-х слогов?

Дети: На 3-й этаж. На 4-м этаже. (С дошкольниками проводится дидактическая игра «Теремок». Дети определяют количество слогов в названии каждого обитателя теремка и размещают животных по его этажам.)

Логопед: Вот обрадовались звери,

Заплясали и запели!

С ними рядышком вставайте,

И движенья выполняйте! (Динамическая пауза «Звериная зарядка». Дети выполняют под музыку упражнения со знакомыми ритмическими движениями и импровизируют.)

Логопед: Захотели зверята поиграть в прятки, и вас приглашают поиграть вместе с ними. (Логопед выставляет на стол фигурки животных.) Запомните тех, кто находится на полянке. А теперь вы глаза закройте дружно, и подглядывать не нужно. Один, два, три! Кого не стало?

(Педагог по цепочке называет имена детей, убирая по 1-2 фигурки в соответствии с возможностями каждого ребёнка, и заменяя некоторые фигуры. Дошкольники называют «спрятавшееся» животное: не стало кошки, не стало зайчишки, и других. Последней прячется мышь.)

Логопед: Верно, спряталась мышка, мышка-шалунишка. Давайте составим звуковую схему слова «мышь». (Дети выполняют задание, закрашивают символы звуков на раздаточных карточках нужным цветом).

Логопед: Герои нашей сказки любят играть и чистоговорки почитать. Послушайте их и повторите.

Мышонку шепчет мышь:

Ты всё не спишь, шумишь.

Мышонок шепчет мыши:

Шуметь я буду тише.

Кошка на окошке подушку шьёт,

Мышка в сапожках избушку метёт.

Автоматизация звука шТише, мыши, тише, мыши,

Кот пришёл на нашу крышу.

У плюшевого мишки

Две большие шишки.

Была у бабушки Маша,

И ела там пшённую кашу.

У мишки шишки,

У мышки пышки.

У кошки ушки на макушке:

Спит на Дашиной подушке. (Дети повторяют чистоговорки, чётко произнося звук [ш].)

Логопед: Стихи чудесные, очень интересные. Предлагаю вам, ребята, героев сказки поблагодарить и подарки им вручить. Выберите из предложенных картинок только те, в названии которых спрятался звук [ш] и положите в корзинку. Мы её передадим героям сказки. (Дети рассматривают иллюстрации называют их, выделяют звук [ш], выбирают нужные картинки и обосновывают свой ответ.)

Логопед: Стало тихо на опушке,

Сладко звери спят в избушке.

Тут и сказке конец,

А кто слушал – молодец!

Поделитесь своими впечатлениями, расскажите, что вам запомнилось, чем понравилось заниматься, а какие задания показались трудными. (Дошкольники рассказывают о своих впечатлениях, дают самооценку своей деятельности на занятии.)

Логопед: Время быстро идёт, нас обратно в сад зовёт.

В путь-дорогу собираемся и обратно отправляемся.

А на память о героях сказки я дарю вам раскраски. (Детям вручают раскраски «Теремок» и предлагают раскрасить героев сказки по желанию.)

Елена Лаврова, учитель-логопед ГБОУ СОШ № 1
«ОЦ» им. С.В. Вавилова Д/с «Колокольчик»,
с. Борское Самарской области

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*