"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2021
Психологическая игротека
Психологические игры и упражнения способствуют объединению детей в группе, воспитывают умение понимать чувства других людей и реагировать на них, корректировать нарушения поведения детей, формировать положительный психологический микроклимат в группе.
Данные игры включены во множество психологических программ, предназначенных для коррекционной и развивающей работы педагога-психолога с дошкольниками на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Также в повседневной практике психологические игры используются воспитателями в группе детского сада, но чаще по рекомендациям психолога для преодоления и коррекции нарушенного поведения дошкольников.
Но спектр применения психологических игр и упражнений намного шире и в первую очередь – это их профилактическое назначение в рамках групповой работы воспитателя с детьми. Конечно же, учитывая определённые показатели группы: возрастные и индивидуальные особенности, тип темперамента детей; особенности развития психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления); состояние коммуникативной и эмоционально-волевой сферы; наличие условий для проявления и развития их желаний, интересов, склонностей, возможностей.
Для этого мною была разработана психологическая развивающая игротека с последовательным планированием психологических игр и упражнений в возрастных группах, направленных на развитие эмоциональной сферы, самоконтроля, формирование навыков управления гневом, преодоления страхов и тревоги, укрепление уверенности в себе, развитие коммуникативных навыков, сотрудничества и взаимопомощи.
В процессе организации совместной игровой деятельности с детьми педагоги нашего детского сада эффективно применяют в работе психологическую развивающую игротеку для детей 5-7 лет, которая включает в себя:
- групповой сбор «утро радостных встреч»;
- коммуникативные игры в течение дня;
- релаксационные упражнения в режимные моменты и перед сном;
- динамические паузы в процессе РОД;
- кинезиологические упражнения на физкультурных занятиях;
- телесноориентированные упражнения в режимные моменты;
- игры на развитие саморегуляции в течение дня;
- игры в «волшебной песочнице» во второй половине дня.
Примерное планирование психологических игр и упражнений с детьми
Организация психологических игр в рамках данного планирования не только оказывает практическую помощь воспитателям в профилактической работе с дошкольниками, но и помогает значительно разнообразить игровую деятельность детей.
Ведь в возрасте 5-7 лет формируется механизм управления своим поведением. Через общение со сверстниками дети учатся правилам взаимодействия. Поведение детей меняется: они нарушают правила, становятся непослушными, упрямыми, остро реагируют на критику, с ними бывает трудно справиться. Происходят изменения в отношениях со взрослыми: дети хотят больше самостоятельности, хуже воспринимают требования, но по собственной инициативе всё делают хорошо и с удовольствием. Этот этап необходим для дальнейшего развития, так как ребёнок пробует себя в незнакомых ситуациях, осваивает новые формы поведения.
Поэтому с помощью психологических игр и упражнений педагоги поддерживают позитивный настрой в течение дня, сплачивают детский коллектив, формируют у дошкольников навыки конструктивного общения со сверстниками и взрослыми, развивают эмоционально-волевую сферу, снижают уровень тревожности, психоэмоционального напряжения, помогают преодолеть агрессивное поведение, справиться с негативными проявлениями в поведении гиперактивных детей.
Педагоги организуют и проводят психологические игры в удобное для детей время (утренние часы, время прогулки, вторая половина дня) и, что не менее важно, с чётко поставленной целью, так как продолжительность игры напрямую зависит от её цели, содержания, возраста детей и их эмоциональной включенности.
Хорошим подкреплением игротеки является психологический уголок в группах детского сада, в котором созданы условия для релаксации, саморегуляции, повышения самооценки, формирования навыков общения и взаимодействия, эмоционального развития, формирования образа «Я». Предметно-пространственная среда для детей старшего дошкольного возраста организована по принципу предусмотрения и опережения проблем.
Александра Большакова, педагог-психолог
МБДОУ детский сад № 34 «Теремок»,
г.о.г. Выкса, Нижегородская область
Рекомендуем почитать
- Комментарии