"Игры и Игрушки" №1-2013
Советские игрушки
10 января на радио «Зенит» г. Санкт-Петербурга состоялась передача, посвящённая советским игрушкам. В ней приняли участие специалисты в области детской игрушки, люди, любящие игрушку и стремящиеся заинтересовать своим любимым делом широкую аудиторию радиослушателей. Итак, что думают о игрушках своего детства те, для которых игры и игрушки стали главным жизненным делом
Но вот в чём проблема: знакомые игрушки найти на прилавках наших магазинов всё труднее, о них не пишут в прессе и мало информации в интернете. Вот, вы, например, можете назвать хотя бы одну торговую марку игрушек, которые производят в России? А допустим такие компании как Лего, игрушки от Дисней, куклы Винкс, игрушки Толо, Хасбро — их ведь знают все! У нас часто спрашивают: вы не подскажете, где можно купить обычных оловянных солдатиков или картонных кукол, которых можно переодевать, кто-то пытается найти музыкальную шарманку, а кто-то самый простой калейдоскоп.
А что случилось? Почему наши игрушки пропали? Давайте немного оглянемся назад и вспомним, что произошло с отечественной игрушкой. В 90-е годы заводы и фабрики пришли в упадок, в страну рекой потёк импорт, заполнив прилавки детскими товарами, доступными по цене, но очень низкого качества. Но вот, наконец, пришло время, когда наш игрушечный рынок перенасыщен, и родителей заинтересовало качество предлагаемой продукции, в том числе и психолого-педагогический аспект. Вследствие чего, многие родители вспомнили игрушки своего детства.
Все знают такие советские игры как кольцеброс, летающие колпачки, крокет, всевозможные кубики с буквами или цифрами, геометрические мозаики, различные тематические лото, деревянные и железные конструкторы, ну и конечно игры-ходилки, — все эти игры сейчас представлены различными производителями, изменился лишь дизайн и в некоторых случаях материал, из которого они изготовлены. И все эти игры действительно пользуются спросом, конечно если потребитель их находит…
Наши производители никак не привыкнут к новым реалиям времени, рынок перенасыщен и даже хорошую продукцию обязательно нужно рекламировать, — тогда о ней будут знать, её будут покупать. А происходит это не в одночасье. К своему бренду нужно дать привыкнуть, доказать качество годами. Почему автомобилям «Мерседес» реклама нужна, а российской фабрике игрушек нет? Ведь как производители рассуждают: напечатаем статью в журнале один раз, и на следующий день у нас должна выстроиться очередь из покупателей. Но так не бывает! Покупатели присматриваются, обмениваются мнениями, ждут ещё информации, а производитель эту информацию больше решил не давать. И что происходит? О товаре забывают.
Уважаемые производители и продавцы игр и игрушек, рассказывайте больше о своих товарах на информационных площадках, и мы с удовольствием будем узнавать что-то новое и покупать «ПРАВИЛЬНЫЕ» игрушки, которые не только порадуют наших детей, но и помогут им в развитии!
А по поводу любимой игрушки из моего детства? Да, у меня была любимая игрушка, — это была кукла, таких кукол как Барби в 70-х годах ещё не было, во всяком случае в нашей стране, но у меня каким-то образом появилась кукла очень на неё похожая. Это была отечественная кукла, наверное по замыслу производителей — дюймовочка, но сейчас я понимаю, что и по размеру и по телосложению она походила на Барби. Мне нравилось её наряжать, она была взрослая, я шила, если это можно так назвать, для неё наряды, которые складывала в самодельный домик. Бабушка сделала мне мебель из картона, а бирюльки служили посудой.
А мечтала я о том, что сейчас есть у любой девочки — домик для куклы, мебель, наряды и т.п. Своей дочери я подарила всё это богатство одним махом. Но что интересно, получив всё сразу и без усилий, она утратила к игрушкам интерес. Расставила мебель, посадила Барби в машину рядом с Кеном — и всё, на этом игра закончилась. Психологи не зря бьют тревогу — у наших детей скудное воображение, их творческий потенциал под угрозой. Им не нужно ничего придумывать — всё придумано за них!
А сейчас что? Да, есть кукла, у куклы домик, а в домике масса различных аксессуаров. Но как только куплен последний шкафчик или зеркальце, интерес к игрушке пропадает. Больше не к чему стремиться. Комплект собран, и нужно идти в магазин за новым объектом собирательства.
Кукла, которую вы сошьёте вместе с дочкой, или самолётик, собранный совместно с сыном, принесут вашим детям гораздо больше радости и положительных эмоций от общения с родителями. И такую игрушку они будут любить и беречь гораздо больше, чем ту, что можно легко купить в любом магазине.
Моё детство прошло в Советском Союзе, и я с большим теплом вспоминаю свои игрушки. Топовая игра нашего детства — «За рулём», а верхом счастья был настольный хоккей. Нас учили бережному отношению к игрушкам. Отец покупал нам с братом много хороших игрушек, и если покупал дорогую игрушку, например, Луноход, всегда говорил, чтобы мы с братом играли вместе, не дрались из-за него.
Ещё мы очень любили играть в солдатиков. И никогда не играли в кукол. У меня до сих пор хранится коллекция машинок масштаба 1:43, многие, наверное, их помнят. У них открывались двери, снималась «запаска» и крутились колёсики. У меня около сотни таких автомобилей. Видимо, эти игрушки поставлялись за рубеж, потому что на них написано: «Made in USSR». Обычно детям не разрешали играть такими машинками, но мы с братом к игрушкам относились с уважением, ведь мы рано начали сами зарабатывать и знали цену деньгам.
В советское время дети берегли свои игрушки. А сейчас обычная картина в детской — гора китайского мусора, которая быстро ломается и практически полностью обновляется через месяц-полтора.
Я призываю родителей: пожалуйста, смотрите внимательно, какие игрушки вы покупаете. Пусть у ваших детей будут красивые, качественные игрушки, которые бы они вспоминали с такой же теплотой, как мы сегодня вспоминали свои игрушки.
Алла Романова, главный редактор журнала «Игры и Игрушки»:
Советскую игрушку многие до сих пор, любят и помнят. И с удовольствием покупают своим детям так называемые «знакомые» игрушки. Эти игрушки проверены временем, проверены нами, родителями, — в них достаточно просто играть, они несут добро, правильные установки, отвечают всем требованиям психолого-педагогической экспертизы (кстати раньше этому уделялось достаточно большое внимание).Но вот в чём проблема: знакомые игрушки найти на прилавках наших магазинов всё труднее, о них не пишут в прессе и мало информации в интернете. Вот, вы, например, можете назвать хотя бы одну торговую марку игрушек, которые производят в России? А допустим такие компании как Лего, игрушки от Дисней, куклы Винкс, игрушки Толо, Хасбро — их ведь знают все! У нас часто спрашивают: вы не подскажете, где можно купить обычных оловянных солдатиков или картонных кукол, которых можно переодевать, кто-то пытается найти музыкальную шарманку, а кто-то самый простой калейдоскоп.
А что случилось? Почему наши игрушки пропали? Давайте немного оглянемся назад и вспомним, что произошло с отечественной игрушкой. В 90-е годы заводы и фабрики пришли в упадок, в страну рекой потёк импорт, заполнив прилавки детскими товарами, доступными по цене, но очень низкого качества. Но вот, наконец, пришло время, когда наш игрушечный рынок перенасыщен, и родителей заинтересовало качество предлагаемой продукции, в том числе и психолого-педагогический аспект. Вследствие чего, многие родители вспомнили игрушки своего детства.
Все знают такие советские игры как кольцеброс, летающие колпачки, крокет, всевозможные кубики с буквами или цифрами, геометрические мозаики, различные тематические лото, деревянные и железные конструкторы, ну и конечно игры-ходилки, — все эти игры сейчас представлены различными производителями, изменился лишь дизайн и в некоторых случаях материал, из которого они изготовлены. И все эти игры действительно пользуются спросом, конечно если потребитель их находит…
Наши производители никак не привыкнут к новым реалиям времени, рынок перенасыщен и даже хорошую продукцию обязательно нужно рекламировать, — тогда о ней будут знать, её будут покупать. А происходит это не в одночасье. К своему бренду нужно дать привыкнуть, доказать качество годами. Почему автомобилям «Мерседес» реклама нужна, а российской фабрике игрушек нет? Ведь как производители рассуждают: напечатаем статью в журнале один раз, и на следующий день у нас должна выстроиться очередь из покупателей. Но так не бывает! Покупатели присматриваются, обмениваются мнениями, ждут ещё информации, а производитель эту информацию больше решил не давать. И что происходит? О товаре забывают.
Уважаемые производители и продавцы игр и игрушек, рассказывайте больше о своих товарах на информационных площадках, и мы с удовольствием будем узнавать что-то новое и покупать «ПРАВИЛЬНЫЕ» игрушки, которые не только порадуют наших детей, но и помогут им в развитии!
А по поводу любимой игрушки из моего детства? Да, у меня была любимая игрушка, — это была кукла, таких кукол как Барби в 70-х годах ещё не было, во всяком случае в нашей стране, но у меня каким-то образом появилась кукла очень на неё похожая. Это была отечественная кукла, наверное по замыслу производителей — дюймовочка, но сейчас я понимаю, что и по размеру и по телосложению она походила на Барби. Мне нравилось её наряжать, она была взрослая, я шила, если это можно так назвать, для неё наряды, которые складывала в самодельный домик. Бабушка сделала мне мебель из картона, а бирюльки служили посудой.
А мечтала я о том, что сейчас есть у любой девочки — домик для куклы, мебель, наряды и т.п. Своей дочери я подарила всё это богатство одним махом. Но что интересно, получив всё сразу и без усилий, она утратила к игрушкам интерес. Расставила мебель, посадила Барби в машину рядом с Кеном — и всё, на этом игра закончилась. Психологи не зря бьют тревогу — у наших детей скудное воображение, их творческий потенциал под угрозой. Им не нужно ничего придумывать — всё придумано за них!
Людмила Воробьёва, педагог-психолог детского центра «Кудесница»:
Игрушки нашего детства были хороши тем, что в них можно было играть группой, компанией, нынешние же в основном направлены на индивидуальную игру. Вспоминаю, как интересно было играть с подружками в куклы, шить им наряды, а брат с друзьями в это время резался в настольный хоккей или футбол.А сейчас что? Да, есть кукла, у куклы домик, а в домике масса различных аксессуаров. Но как только куплен последний шкафчик или зеркальце, интерес к игрушке пропадает. Больше не к чему стремиться. Комплект собран, и нужно идти в магазин за новым объектом собирательства.
Кукла, которую вы сошьёте вместе с дочкой, или самолётик, собранный совместно с сыном, принесут вашим детям гораздо больше радости и положительных эмоций от общения с родителями. И такую игрушку они будут любить и беречь гораздо больше, чем ту, что можно легко купить в любом магазине.
Эдгард Запашный, народный артист РФ, дрессировщик:
Многие считают, что нашими игрушками были живые тигрята, но это не так. Папа, конечно, приносил домой тигрят, но приучал нас с братом к мысли, что звери — это не игрушки. И мы осознавали свою ответственность перед животными.Моё детство прошло в Советском Союзе, и я с большим теплом вспоминаю свои игрушки. Топовая игра нашего детства — «За рулём», а верхом счастья был настольный хоккей. Нас учили бережному отношению к игрушкам. Отец покупал нам с братом много хороших игрушек, и если покупал дорогую игрушку, например, Луноход, всегда говорил, чтобы мы с братом играли вместе, не дрались из-за него.
Ещё мы очень любили играть в солдатиков. И никогда не играли в кукол. У меня до сих пор хранится коллекция машинок масштаба 1:43, многие, наверное, их помнят. У них открывались двери, снималась «запаска» и крутились колёсики. У меня около сотни таких автомобилей. Видимо, эти игрушки поставлялись за рубеж, потому что на них написано: «Made in USSR». Обычно детям не разрешали играть такими машинками, но мы с братом к игрушкам относились с уважением, ведь мы рано начали сами зарабатывать и знали цену деньгам.
Георгий Иванов, историк игрушек:
В советских игрушках чётко прослеживалась идеологическая составляющая. Ведь были не просто солдатики, а солдатики в форме времён Великой Отечественной войны или войны 1812 года, или древние богатыри. Например, серии солдатиков «Куликовская битва» и «Ледовое побоище» разработал известный скульптор Лев Самсонович Разумовский. В этих сериях около полутора десятка солдатиков, каждый из них уникален.В советское время дети берегли свои игрушки. А сейчас обычная картина в детской — гора китайского мусора, которая быстро ломается и практически полностью обновляется через месяц-полтора.
Я призываю родителей: пожалуйста, смотрите внимательно, какие игрушки вы покупаете. Пусть у ваших детей будут красивые, качественные игрушки, которые бы они вспоминали с такой же теплотой, как мы сегодня вспоминали свои игрушки.
Ведущие радиоэфира
Игорь Сологуб и
Ольга Серебрякова
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку