В гостях у Дружка

Конспект индивидуального занятия, направленного на автоматизацию звука [Р] в слогах со стечением согласных В гостях у Дружка«тр», «др».

Коррекционно-образовательные задачи:

  • совершенствовать умение произносить звук [Р] в словах с сочетаниями «тр», «др» с ударением на слоге;
  • упражнять в произнесении звука [Р] в словах с сочетаниями «тр», «др» без ударения на слоге;
  • закреплять понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево».

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • отрабатывать умение правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, необ­ходимые для формирования правильного артику­ляционного уклада звука [Р];
  • уточнять пространственные представления: умение ориентироваться в пространстве;
  • развивать фонематический слух: умение опреде­лять наличие заданного звука в слове;
  • совершенствовать координацию речи с движе­нием при выполнении упражнений с элементами кинезиологии;
  • способствовать предупреждению нарушений слоговой структуры при воспроизведении ритми­ческого рисунка слова;
  • развивать психологическую базу речи: развитие речевого внимания.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать навыки самоконтроля за поставлен­ными звуками;
  • воспитывать доброе отношение к животным.

Материалы и оборудование: картинка, изображаю­щая собачку Дружка, песочница настольная, коктейльная трубочка для педагога и ребёнка, игрушка-собака, ошей­ник с символами артикуляционных упражнений, картин­ки-карточки (птичка, травка, домик, собака около миски, косточки), картинки для игры «Накорми собачку», лазер­ная указка, ноутбук, презентация «Рычащие игры», мяч массажный, раскраска.

Ход занятия

(Логопед и ребёнок стоят друг напротив друга. Передают массажный мяч в ритме стихотворения.)

Логопед: Каждый день всегда везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И за звуками следим.

Логопед: Артём, сегодня мы с тобой поупражняемся в произнесении звука [Р]. Для этого мы отправимся в гости. А у кого мы побываем, ты узнаешь, если сдуешь песок с картинки. (Педагог и ребёнок проходят за стол. Перед ребён­ком находится песочница. В песке зарыта картинка с изображением собаки.)

Логопед: Возьми трубочку и подуй на песок так же, как я. (Ребёнок сдувает песок через коктейльную трубочку. Открывается картинка.) Попробуй отгадать, как зовут эту собачку. Я буду называть клички живот­ных, а ты внимательно слушай. В имени нашего живот­ного есть звук [Р]. Полкан, Жучка, Пальма, Дружок. Как зовут щенка? (Дружок. Выставляется игрушка. У неё на шее – ошейник, на ошейнике – «украшения-подвески»: картинки с изображением заборчика, лошадки, чашки, барабана.)

Логопед: Наш Дружок недавно научился рычать: «рррр». А помогли ему специальные упражнения, кото­рые он выполняет каждый день. Теперь символы этих упражнений Дружок носит на ошейнике. Догадался, что это за упражнения? (Артикуляционная гимна­стика.) Покажем щенку, что тоже умеем их выполнять. (Логопед показывает картинки, ребёнок перед зерка­лом выполняет артикуляционные упражнения «Забор­чик», «Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Барабанщик».)

Логопед: Дружку очень понравились упражнения, он развеселился, пригласил своих друзей и хочет поиграть в интересную игру: «Запомни и повтори». (Педагог и ребёнок садятся к компьютеру. На экране – презента­ция «Рычащие игры». Ребёнок, глядя на экран, прогова­ривает слоги вслед за педагогом. Автоматизация звука [Р] в слогах.)

Конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука [Р]Тра-тра-тра;

тра-тра-тро;

тру-тру-тру;

тры-тры-тры;

тра-тро, тру-тры;

тро-тра, тру-тра;

тор-тра-тру;

тра-тро-тру-тры.

Логопед: Мы заигрались и не заметили, как наступил вечер. Послушай предложение и добавь подходящий слог «тра» или «тры». (Упражнение «Рифмованный слог» можно проводить с кольцами су-джок. Начало произносит педагог, ребёнок добавляет слог и повто­ряет его несколько раз.)

Наши мальчики быстры. Тры, тры, тры.

Зажигаются костры. Тры, тры, тры.

Мы сидели у костра. Тра, тра, тра.

Погуляли до утра. Тра, тра, тра.

Логопед: Наш щенок убежал. Найдём его глазами, голову не поворачивай! (Гимнастика для глаз «Найди щенка». Ребёнок встаёт. На стене на уровне глаз ребёнка находятся картинки: наверху – птичка, внизу – листочки осенние, слева – домик, справа – Дружок около миски. У педагога лазерная указка.) Вверх посмотри, щенка поищи. Вниз, влево-вправо посмотри. Где нашёл щенка?

Ребёнок: Справа около миски.

Логопед: Щенок проголодался, угостим его волшеб­ными косточками. (Игра «Накорми собачку». Автома­тизация звука [Р] в словах с сочетаниями «тр», «др» с ударением на слоге, самостоятельное произнесение слов. Перед ребёнком лежат косточки, с оборотной стороны у которых нарисованы картинки с сочетани­ями «тр», «др» с ударением на слоге. Ребёнок перевора­чивает косточку и самостоятельно называет картинки.)

Логопед: Будь внимателен, Дружок грызёт только те косточки, в названиях которых есть звук [Р]. Какие косточки грызёт Дружок?

Ребёнок: Драка, квадрат, дробь, ведро, бедро, ядро, друг, подруга, травка, трап, трасса, трон, трос, трость, тропка, метро, утро, ватрушка, Петрушка.

Логопед: Молодец. Ты красиво произносил слова. А теперь щенку пора домой. Проводим его до конуры. Повторяй за мной слова и делай по одному шагу вперёд. (Игра «Проводи щенка». Автоматизация звука [Р] в словах с сочетаниями «тр», «др» без ударения на слоге, отражённое произнесение. Можно путь до конуры обозначить цветными кубиками.)

Логопед: Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус, быстрая, завтрак, страна, страница, острая, пёстрая, трубить, трудиться, струна. (Ребёнок повторяет.)

Логопед: Дружок ушёл домой, и нам пора. Что тебе больше всего понравилось в занятии? (Ответы ребёнка.) Мы с Дружком видели, как ты старался правильно произносить слова со звуком [Р]. Потому вот тебе приз – раскраска «Щенок Дружок».

Татьяна Герасимова, учитель-логопед МБДОУ Д/с № 96», г. Чебоксары

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*