"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2017
В гостях у Дружка
Конспект индивидуального занятия, направленного на автоматизацию звука [Р] в слогах со стечением согласных «тр», «др»
Коррекционно-образовательные задачи:
- совершенствовать умение произносить звук [Р] в словах с сочетаниями «тр», «др» с ударением на слоге;
- упражнять в произнесении звука [Р] в словах с сочетаниями «тр», «др» без ударения на слоге;
- закреплять понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево».
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- отрабатывать умение правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, необходимые для формирования правильного артикуляционного уклада звука [Р];
- уточнять пространственные представления: умение ориентироваться в пространстве;
- развивать фонематический слух: умение определять наличие заданного звука в слове;
- совершенствовать координацию речи с движением при выполнении упражнений с элементами кинезиологии;
- способствовать предупреждению нарушений слоговой структуры при воспроизведении ритмического рисунка слова;
- развивать психологическую базу речи: развитие речевого внимания.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать навыки самоконтроля за поставленными звуками;
- воспитывать доброе отношение к животным.
Материалы и оборудование: картинка, изображающая собачку Дружка, песочница настольная, коктейльная трубочка для педагога и ребёнка, игрушка-собака, ошейник с символами артикуляционных упражнений, картинки-карточки (птичка, травка, домик, собака около миски, косточки), картинки для игры «Накорми собачку», лазерная указка, ноутбук, презентация «Рычащие игры», мяч массажный, раскраска.
Ход занятия
(Логопед и ребёнок стоят друг напротив друга. Передают массажный мяч в ритме стихотворения.)
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И за звуками следим.
Логопед: Артём, сегодня мы с тобой поупражняемся в произнесении звука [Р]. Для этого мы отправимся в гости. А у кого мы побываем, ты узнаешь, если сдуешь песок с картинки. (Педагог и ребёнок проходят за стол. Перед ребёнком находится песочница. В песке зарыта картинка с изображением собаки.)
Логопед: Возьми трубочку и подуй на песок так же, как я. (Ребёнок сдувает песок через коктейльную трубочку. Открывается картинка.) Попробуй отгадать, как зовут эту собачку. Я буду называть клички животных, а ты внимательно слушай. В имени нашего животного есть звук [Р]. Полкан, Жучка, Пальма, Дружок. Как зовут щенка? (Дружок. Выставляется игрушка. У неё на шее – ошейник, на ошейнике – «украшения-подвески»: картинки с изображением заборчика, лошадки, чашки, барабана.)
Логопед: Наш Дружок недавно научился рычать: «рррр». А помогли ему специальные упражнения, которые он выполняет каждый день. Теперь символы этих упражнений Дружок носит на ошейнике. Догадался, что это за упражнения? (Артикуляционная гимнастика.) Покажем щенку, что тоже умеем их выполнять. (Логопед показывает картинки, ребёнок перед зеркалом выполняет артикуляционные упражнения «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Барабанщик».)
Логопед: Дружку очень понравились упражнения, он развеселился, пригласил своих друзей и хочет поиграть в интересную игру: «Запомни и повтори». (Педагог и ребёнок садятся к компьютеру. На экране – презентация «Рычащие игры». Ребёнок, глядя на экран, проговаривает слоги вслед за педагогом. Автоматизация звука [Р] в слогах.)
тра-тра-тро;
тру-тру-тру;
тры-тры-тры;
тра-тро, тру-тры;
тро-тра, тру-тра;
тор-тра-тру;
тра-тро-тру-тры.
Логопед: Мы заигрались и не заметили, как наступил вечер. Послушай предложение и добавь подходящий слог «тра» или «тры». (Упражнение «Рифмованный слог» можно проводить с кольцами су-джок. Начало произносит педагог, ребёнок добавляет слог и повторяет его несколько раз.)
Зажигаются костры. Тры, тры, тры.
Мы сидели у костра. Тра, тра, тра.
Погуляли до утра. Тра, тра, тра.
Логопед: Наш щенок убежал. Найдём его глазами, голову не поворачивай! (Гимнастика для глаз «Найди щенка». Ребёнок встаёт. На стене на уровне глаз ребёнка находятся картинки: наверху – птичка, внизу – листочки осенние, слева – домик, справа – Дружок около миски. У педагога лазерная указка.) Вверх посмотри, щенка поищи. Вниз, влево-вправо посмотри. Где нашёл щенка?
Ребёнок: Справа около миски.
Логопед: Щенок проголодался, угостим его волшебными косточками. (Игра «Накорми собачку». Автоматизация звука [Р] в словах с сочетаниями «тр», «др» с ударением на слоге, самостоятельное произнесение слов. Перед ребёнком лежат косточки, с оборотной стороны у которых нарисованы картинки с сочетаниями «тр», «др» с ударением на слоге. Ребёнок переворачивает косточку и самостоятельно называет картинки.)
Логопед: Будь внимателен, Дружок грызёт только те косточки, в названиях которых есть звук [Р]. Какие косточки грызёт Дружок?
Ребёнок: Драка, квадрат, дробь, ведро, бедро, ядро, друг, подруга, травка, трап, трасса, трон, трос, трость, тропка, метро, утро, ватрушка, Петрушка.
Логопед: Молодец. Ты красиво произносил слова. А теперь щенку пора домой. Проводим его до конуры. Повторяй за мной слова и делай по одному шагу вперёд. (Игра «Проводи щенка». Автоматизация звука [Р] в словах с сочетаниями «тр», «др» без ударения на слоге, отражённое произнесение. Можно путь до конуры обозначить цветными кубиками.)
Логопед: Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус, быстрая, завтрак, страна, страница, острая, пёстрая, трубить, трудиться, струна. (Ребёнок повторяет.)
Логопед: Дружок ушёл домой, и нам пора. Что тебе больше всего понравилось в занятии? (Ответы ребёнка.) Мы с Дружком видели, как ты старался правильно произносить слова со звуком [Р]. Потому вот тебе приз – раскраска «Щенок Дружок».
Татьяна Герасимова, учитель-логопед
МБДОУ Д/с № 96», г. Чебоксары
- Комментарии