"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2019
Волшебная иголочка
Одна из задач дошкольного учреждения – создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и способностями. Поэтому педагогам необходимо определить те виды деятельности, которые будут не только полезны, но и интересны детям.
Вышивка - увлекательная деятельность развивает ребёнка, воспитывает его вкус, позволяет прикоснуться к культуре своего народа. Обучение вышивке мы организуем с детьми старшего дошкольного возраста. К этому моменту у детей достаточно развита мелкая моторика рук, ориентировка в пространстве, воля, усидчивость. В то же время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств. Организуем работу по вышивке малыми группами (3-4 человека), в хорошо освещённом помещении. Важно, чтобы рабочее место соответствовало росту ребёнка. Рекомендуется посадка по кругу, чтобы дети находились в поле зрения педагога. Это позволяет осуществлять индивидуальный подход и если нужно - помощь. Возможность уделять внимание каждому ребёнку очень важна в этом виде деятельности. Вышивание не является обязательным по программе обучения, но навыками шитья полезно овладеть ещё в дошкольном возрасте, поэтому мы организуем работу с детьми, которые проявляют интерес. Длительность занятия вышивкой для конкретного ребёнка индивидуальна.
Условно процесс обучения вышивке можно разделить на два этапа: подготовительный и основной. На подготовительном этапе с детьми организуются упражнения на развитие зрительно-двигательной координации (шнуровка, графические диктанты, игры с волчками), беседы о вышивке, как о декоративно-прикладном искусстве, экскурсии в музей, экспериментально-исследовательская деятельность с тканями, знакомство с инструментами и правилами техники безопасности при работе с ними.
Основной этап – непосредственное обучение вышивке. Опыт работы показал, что вышивка по картону с детьми дошкольного возраста наиболее эффективна: не теряется интерес к деятельности, выполнение стежков по картону наименее безопасно и позволяет ребёнку аккуратно отрабатывать навык выполнения различных стежков. Объём работы для ребёнка определяется с учётом его индивидуальных возможностей. По мере овладения ребёнком определённых навыков вышивки можно усложнять задания, увеличивать их объём или переходить на вышивку по ткани, используя для этого пяльцы. Первое чему учатся дети – это отмериванию нити и вдевание её в иглу. Иглу нужно брать специальную, она тупая на конце, и с большим ушком. Первый шов, который осваивают дети, это шов «вперёд иголку».
Знакомство с новым швом проводится поэтапно:
- вышивка по прямой на картоне, где шилом сделана разметка для стежков в виде дырочек;
- вышивка фигурных узоров (зигзаг, плавная линия, круг и так далее) на картоне;
- вышивка предмета на картонной модели;
- выполнение шва на лоскутке ткани;
- использование шва в вышивке изделий.
- Вышивать, сидя за столом.
- Использовать иголки с широким ушком.
- Использовать детские ножницы (с тупыми закругленными концами).
- Пересчитывать иголки перед началом и в конце работы.
- Хранить свободные от работы иголки в игольнице.
- Материалы и незаконченные работы хранить в индивидуальных коробках.
Вышивание, как вид продуктивной деятельности, даёт определённые результаты – имеется устойчивый интерес к вышивке, дети научаются доводить начатое дело до конца, повышается усидчивость, приобретается умение планировать самостоятельную творческую деятельность. Дети всегда находят дальнейшее применение работам – участвуют в выставках и конкурсах, дарят родителям свои работы, ветеранам Великой Отечественной войны, если мы организуем встречи н праздники. Ребята получают эмоциональное удовольствие от вышивки и полученного результата, а педагоги от успехов детей.
Фрагмент занятия по вышивке:
Педагог: Дети, перед вами лежат плотные листы картона. Что на них изображено? (Дети перечисляют.) Выберете себе понравившуюся картинку и подумайте какие бы нитки вы хотели выбрать для вышивания. Маша, скажи, что или кто тебе понравился?Маша: Ёжик.
Педагог: Как думаешь, какие ниточки по цвету тебе подойдут?
Маша: Коричневые, белые и чёрные.
Педагог: Посмотри на картинку и скажи, пожалуйста, с какого цвета желательнее начать работу?
Маша: С коричневого или чёрного.
Педагог: Правильно, нужно начинать с тёмных цветов, потому что их сложнее испачкать. (Дальше педагог задаёт эти же вопросы остальным детям.) Мы выбрали с вами рисунок и цвета, что нам нужно делать теперь?
Ребёнок: Отрезать нитку нужной длины, взять иголочку и вставить в ушко нитку.
Педагог: Всё верно, на конце ниточки мы должны завязать с вами узелок. Все выполнили? В левую руку берём основу для вышивания – нашу картинку, в правую руку – иголочку. Посмотрите ещё раз, как я это делаю. (Педагог демонстрирует детям выполнение работы, дети повторяют. Если возникают у детей трудности, педагог помогает в индивидуальном порядке.) Когда закончите вышивать одним цветом, нужно будет опять завязать узелок и отрезать ниточку, оставив хвостик с ваш мизинчик. (Педагог контролирует, чтобы все дети закончили этот этап.) Все выполнили?
Дети: Да.
Педагог: Берём теперь ниточку другого цвета, вставляем её в иголочку, завязываем узелок и продолжаем вышивать дальше. (Педагог предлагает детям свою помощь, если требуется.) Закончили? Теперь берём белые ниточки и заканчиваем вышивать нашу работу. (Дети повторяю алгоритм предыдущих действий.) Всё готово? Узелки завязали, ниточки обрезали?
Дети: Да.
Педагог: Теперь нашу вышивку можно дополнить объёмными наклейками. Дети, вы вышили ёжика, какие наклейки вы выберете для своей картинки?
Дети: Цветочки, травинки.
Педагог: Хорошо, приступайте к выполнению задания. (Дети наклеивают объёмные наклейки в соответствии со своей задумкой.) Давайте теперь устроим выставку наших работ и обсудим их.
Анастасия Аблова, воспитатель ДОП 1
ГБОУ Школа № 1391, г. Москва
- Комментарии