Воспитание экосознания

Сегодня мы часто говорим об экологии, и слышим разговоры о том, что нас окружают множественные экопроблемы: от бытовых, до глобальных мировых. Начать отвечать на подобные вопросы можно лишь при вскрытии причин и определении дальнейших действий. Основной причиной, как считают учёные, является равнодушие нашего общества к тем вопросам, которые требуют от нас наипристальнейшего внимания. А ведь решается всё очень просто – воспитанием экосознания с самого раннего возраста.

Уборка мусора

Конечно, роль семейного воспитания в этом вопросе доминирует, ведь педагогам крайне сложно сформировать в ребёнке понимание необходимости беречь природу, когда он видит, к примеру, как его мать выкидывает фантики от конфет на ходу или в окно машины. Великий педагог Сухомлинский говорил о том, что ребёнок – зеркало семьи, а родитель – непререкаемый образец для подражания. Давайте же на собственном примере продемонстрируем детям, что означает носить гордое звание «Человек», что значит быть неравнодушным, отзывчивым. Малыш ещё не понимает, какой смысл заложен в понятии «доброта». Если его научить быть добрым к природе, его обитателям, он будет так же добр и к незнакомым людям, и к близким, родным. Но как же взрастить в детской душе те самые высоконравственные чувства?!

Предлагаем создать «ЭкоДневник». Возьмите за правило обсуждать каждые выходные одну из проблем окружающей среды, например:

– не выбрасывать мусор в неположенных для этого местах. Пусть ваш ребёнок расскажет о полученных знаниях своим друзьям и организует, к примеру, сбор батареек. Посчитайте кол-во собранных батареек, сдайте в спецпункты на утилизацию и схематично изобразите, сколько соток земли, деревьев и ёжиков, обычно гибнущих именно от разложения батареек, вы спасли;

– сделайте из идущих в утиль предметов творческую поделку. В интернете можно найти множество идей. Можно смастерить игрушки и полезные бытовые предметы из использованных бытовых упаковок;

Гербарий

– соберите альбом «Гербарий», изучите свойства и особенности растений. Или создайте альбом, посвящённый изучению птиц, насекомых и других обитателей парков, лесов. Расширяйте кругозор, обогащайте словарный запас ребёнка, развивайте речь, память, познавательный интерес, воображение и любознательность.

– примите участие во всероссийской акции «Покормите птиц»: можно смастерить кормушки и скворечники для пернатых друзей, следите за своевременной подкормкой подопечных вместе с ребёнком. Научите малыша испытывать положительные эмоции (восторг, удовольствие) от того, что он помогает, делает доброе дело. Именно с детства формируется потребность в участии, помощи, выручке, желании доставлять другим радость;

– организуйте квест с участием нескольких семей. Заготовьте карточки с заданиями и, конечно, карту парка/леса, в котором состоится квест. Целью его может быть изучение детьми таких тем, как: «Обитатели парка/леса», «Что растёт в лесу» и тому подобное, – это позволит создать эффективные условия для развития предпосылок экологического сознания у детей и их личной ответственности за свои поступки. Предварительно почитайте с детьми детские энциклопедии и посмотрите детские передачи по ознакомлению с окружающей средой;

– изучите систему круговорота воды в природе и придумайте поучительную историю о приключениях капельки, создайте книжку и сделайте вместе с ребёнком иллюстрации к ней;

– проведите опыты и эксперименты с водой, песком, воздухом и изучите свойства окружающих предметов;

Скворечник

– научите беречь электричество и не оставлять напрасно включенными электроприборы. Примите участие в ежегодном мировом Часе Земли, когда весь мир отключает электричество, начиная с того, что гасится подсветка известнейших достопримечательностей городов России, Европы и Америки и свет в домах жителей нашей планеты. Расскажите, каким путём «добывается» электроэнергия, как жили люди без электричества раньше;

– учите детей ценить природные ресурсы, расскажите и покажите через иллюстрации или поучительные детские презентации/видеофильмы о контрастных примерах, как животные нуждаются в воде и пересекают в поисках дальние расстояния. Объясните, как здорово, что мы имеем возможность насладиться водой, её чистым вкусом, и что мы все должны ценить это, не словами, а делами – своими поступками, не расходуя воду понапрасну.

Изучение таких вопросов позволит ребёнку серьёзнее относиться к своим поступкам, прогнозировать последствия совершённых действий. Понимание ответственности ведёт к понятию совестливости, справедливости.

Дорогие родители, непременно, включайтесь в познавательный процесс и узнайте вместе с ребёнком много нового, а главное – воспитывайте в детях бережное отношение к природе и её обитателям! Проводите с детьми больше времени и с пользой!

Гошнаго Сиджах, воспитатель ДО 1, ГБОУ г. Москвы
«Школы 777 им. Героя Советского Союза Е.В. Михайлова»

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*