Бизнес с пеленок

Нужно ли погружать своего ребёнка с ранних лет в мир финансов или не нужно — об этом упорно дискутируют специалисты образовательной среды и родители. Мы живём в быстро развивающемся экономическом пространстве, нам требуются не только знания, полученные в ВУЗах, но и особый тип мышления, который позволяет анализировать полученные знания и применять их на практике. Можно ли научиться мыслить категориями, которые не привиты с Как рассказать ребенку о финансахдетства? И каким образом нужно начинать обучение правилам управления бизнес процессами и знакомить детей с основами финансового рынка? Давайте обсудим эту тему вместе.

Если мы заглянем в словарь банковских терминов, то прочтём: «Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения». Ничего сверхъестественного, казалось бы. Однако от этой самой финансовой грамотности зависит не только благосостояние каждого отдельного человека, но и экономика государства в целом. По данным статистики уровень финансовой грамотности в России крайне низок. Давайте честно признаемся, многие ли из нас, взрослых, могут уверенно говорить о своей грамотности в финансах. А как тогда мы должны обучить этому своих детей?

Во многих Западных странах существуют государственные образовательные программы для подростков и студентов: «Моя денежная неделя» в Канаде, «Уроки для жизни» в США, программа Национального банка Польши, «Финансы для всех» во Франции. Производители игр и игрушек также пытаются рассказать детям о бизнесе. Всем известны многочисленные онлайн игры, финансовые стратегии, в которых можно управлять огромными денежными потоками или просто открыть свой небольшой бизнес, купить гостиницу, магазин, взяв ссуду в банке. Настольные игры также популярны среди подростков. «Монополия» — игра, которая знакомит нас с такими понятиями как финансовые сделки, денежные операции, купля-продажа недвижимости, кредитные средства, оплата процентов. «Денежный поток» — эта игра сейчас на пике популярности, о ней мы расскажем более подробно чуть позже. Производители предлагают также игрушки бизнес тематики, но их крайне мало. Это привычные наборы для ролевых игр: «Супермаркет», «Парикмахерская», «Гараж», а также, примечательны наборы ЛЕГО.

В нашей стране о необходимости обучения детей основам предпринимательской деятельности говорят довольно много, причём не только в средствах массовой информации, но и в системе образования и в правительстве, однако пока ничего не двигается с места. А вот американские предприниматели, уже с начала прошлого века считали, что обучать детей ведению бизнеса надо как можно раньше, буквально с пелёнок. И примером тому служат игры и игрушки, которые были изобретены и внедрены в производство именно в западных странах.

Набор ЛЕГО «Логово Лорда Бизнеса»

«Придумай, как управлять миром из офиса» — сказано в анонсе игрушки от фирмы. Из этого конструктора можно создать целый комплекс построек, в центре которых задумано двухэтажное здание, которое внешне напоминает лабораторию. Первый его этаж отдан полностью под конференц-зал с большим столом, вращающимися креслами и большими мониторами. На балконе установлены камеры для исследовательских наблюдений. В лаборатории ваше внимание сразу привлечёт гигантский тюбик с клеем, который закреплён на стенде в виде скорпиона. Чтобы выключить клеевые рейки, нужно пройти нелёгкий путь, смельчаков поджидают различные ловушки. Да, такая игрушка не учит основам бизнеса малыша, но она формирует ценности и указывает направление развития, а также закладывает возможную тематику ролевых игр.

Игра Бизнес в коробке «Biz in Boxx»

Своеобразную ролевую игру для развития предпринимательских навыков у детей придумала предприниматель Мелисса Роуз из Соединённых Штатов Америки. «Бизнес в коробке» сродни набору для игры в доктора или учителя. В комплект «Biz in Boxx» входят рабочая тетрадь, визитные карточки, книга счетов или гроссбух. Первым, кто опробовал эту игру в действии, стала дочь Мелиссы, подросток. Она организовала собственное частное агентство нянь, в которое привлекла своих четырёх подружек. Агентство пользуется большим успехом у соседей и приносит реальную неплохую прибыль. Благодаря этой игре, по замыслу разработчика, у детей будет вырабатываться правильное отношение к деньгам и понимание их реальной стоимости. Кроме того, с малых лет дети приобретают навыки общения с партнёрами по бизнесу и своими сотрудниками.
Игра «Денежный поток»

Игра «Денежный поток»

Игра «Денежный поток» одна из самых популярных настольных финансовых игр для детей. Её придумал американский миллионер и инвестор Роберт Кийосаки. Он придумал эту игру как средство обучения основам инвестирования в своих экономических школах. Сам Кийосаки активно занимается преподавательской деятельностью в финансовой сфере. Он является автором 15 книг на тему финансовой независимости, которые разошлись общим тиражом более 26 миллионов экземпляров. Его главная книга «Богатый папа, бедный папа» стала абсолютным бестселлером. По мнению автора, нехватка финансовых знаний в будущем приводит к проблемам с материальным положением. Чтобы восполнить этот пробел в знаниях, Кийосаки создал настольную обучающую игру «Денежный поток для детей». Эта игра в увлекательной и понятной форме учит детей азам бизнеса и инвестиций. Благодаря ей у детей не только формируется представление о деньгах — дети учатся принимать самостоятельные решения.

Правила игры:

Давайте остановимся более подробно на правилах игры. Итак, как же в неё играть? Каждый игрок получает игровую доску, на которой ведёт «Отчёт о доходах» и «Балансовый отчёт». В начале игры у каждого есть ежемесячная зарплата 1000$, ежемесячные расходы 700$ и 1000$ наличными. Далее, игроки по очереди бросают кубики и передвигают по полю своих игровых персонажей. Поле поделено на цветные сектора:

  • Синее поле. При попадании на этот сектор или при прохождении через него игрок получает свою зарплату, получает доход от имеющихся активов и оплачивает свои расходы.
  • Зелёное поле. Игрок берёт карточку из колоды активов и может купить указанный на ней актив. Это могут быть ценные бумаги, недвижимость или бизнес. Приобретая актив, игрок получает зелёный значок.
  • Красное поле. Это поле расходов. При попадании на это поле игрок берёт карточку расходов и получает от банкира столько красных квадратиков, сколько указано на карточке. В зависимости от типа расходов красные карточки создают три типа пассивов: «заём», «кредитная карточка» и «ипотечный кредит». Эти пассивы заносятся в балансовый отчёт.
  • Жёлтое поле. Попадая на жёлтое поле, игроки берут карточки «Солнышко» и делают то, что на них указано. Карточка «Солнышко» может увеличить доход от активов, дать новый актив, увеличить сумму наличных денег или сократить расходы.

Для победы в игре необходимо действовать таким образом, чтобы сумма пассивного дохода, указанная на зелёных кружках, превзошла сумму расходов, указанных на красных карточках. Это означает обретение финансовой независимости.

Для кого эта игра?

Настольная игра «Денежный поток для детей» — это основы бизнеса и инвестирования в весёлой и красочной форме. Игра рассчитана на детей от 6 до 12 лет. Примеры, используемые в игре, близки детям. Например, купить щенка или потратить деньги на мороженое. Правила и сценарий разработаны специально для малышей, а к игровому комплекту прилагается книга Роберта Кийосаки, которая поможет родителям правильно провести обучение. «Денежный поток для детей» развивает у ребят: представление о деньгах; навыки эффективного управления личными денежными средствами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.

Но не только в игрушках и настольных играх можно найти примеры и образцы ведения бизнеса. «Вот, например, загляните в шкаф и возьмите любую детскую книжку. Уверяю, там вы найдёте немало интересного о бизнесе, менеджменте, эффективных продажах и маркетинге» — это совет родителям от Екатерины Болдыревой. Она сама мама и автор познавательной книги «Дети и деньги».

Однажды летним тёплым днём маленькая шведская девочка Эстер нашла дохлого шмеля, рассказала об этом событии своему другу, они вырыли ямку и шмеля похоронили. Позже, когда к ним присоединился брат Эстер, дети, осознав, что мир состоит не только из живых, организовали похоронное бюро «В добрый путь»: начали хоронить животных за 10 крон. Детская шведская книжка с таким сюжетом действительно существует. Написана она явно для того, чтобы рассказывать детям трёх-четырёх лет о том, что всё живое на земле когда-то умирает. К тому, как авторы (Ульф Никсон и Эва Эриксон) объясняют это, можно относиться по-разному, но вот закрыть глаза на то, что книга-то на самом деле не только про смерть, но и про основы предпринимательства, нельзя. Принято считать, что предприниматели – совсем не книжные герои, и про них ничего не напишут. Но стоит только внимательнее прочитать текст и мы увидим, что в детской литературе основы предпринимательства объясняются не в пример лучше серьёзных бизнес-книг.

К «Незнайке на Луне» можно относиться по-разному (вряд ли многие питают к книге особую страсть – она была написала в середине 1960-х годов в качестве сатиры на капитализм), но и в ней сыщутся примеры, которые могут пригодиться для объяснения бизнеса. Вот история про правильное управление: «С общего согласия Незнайка был назначен кассиром, Мига – казначеем, а Жулио — председателем. Незнайка вспомнил о Козлике и сказал, что хорошо было бы и для него придумать какую-нибудь должность. Мига сказал, что Козлика можно назначить швейцаром, но против этого возразил Жулио, который сказал, что лучше назначить Козлика рассыльным. Мига не согласился с этим и сказал, что рассыльного некуда посылать, в то время как швейцар нужен для престижа, то есть для пущей важности: сразу будет видно, что контора солидная и никого надувать не собирается. Жулио сказал, что рассыльный тоже нужен для престижа, к тому же кто-нибудь может позвонить в контору по телефону и попросить доставить акцию на дом, если же никто звонить не станет, то можно будет посылать Козлика за газетами, за лимонадом или за какими-нибудь другими покупками. Похоже на жизнь, не так ли, убедительны доводы? А сама организация конторы — ведь это пример работы и построения акционерного общества…

В следующем номере мы продолжим беседу на эту тему: следует ли давать карманные деньги детям, как научить ими распоряжаться в реальной жизни, что такое психология денег. Читайте в №62014.
В статье использованы материалы: www.paidagogos.co, www.fingames.ru
https://vk.com/topic-34636481_26506957, www.ymbaby.ru, www.moneykids.ru

Уважаемые читатели! По традиции, мы приглашаем вас присоединиться к обсуждению проблемной темы, в данном случае, темы обучения бизнесу через игру. Рубрика «Играть или не играть» позволяет задуматься над тем, какие игрушки мы даём своим детям и правильно ли мы поступаем отказывая им в чём-то, или навязывая свои собственные ценности. Ваши комментарии и мнения мы очень ждём, присылайте свои суждения на почту redaktor@i-igrushki.ru, а также, оставляйте комментарии в наших группах, в социальных сетях. Самые интересные высказывания будут опубликованы в следующем номере.

Екатерина Ушакова — выпускающий редактор,
Екатерина Болдырева — блогер, Светлана Черкай — блогер,
Евгения Блискавка — автор книги «Дети и деньги»,
директор Института финансового планирования

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*