8 (495) 220-53-27

Для начинающих сказочников

В игровой форме у ребёнка можно выработать и усовершенствовать любой навык, главное — найти для этого подходящую игру. Сегодня нас интересуют игры, в которых дети учатся придумывать связный рассказ.

С их помощью ребёнок тренирует речь. В этих играх развивается фантазия, абстрактное мышление, активно работает психоэмоциональная сфера. Появляются навыки ораторского искусства и растёт уверенность в себе и своих способностях.

Настольные игры по рецепту Джанни Родари

В 1974 году этот великий итальянец выпустил книгу «Грамматика фантазии» с подзаголовком «Введение в искусство придумывания историй». Эта книга — поистине сборник рецептов для родителей и тех, кто работает с детьми. И рецепты эти способствуют развитию фантазии и творческого начала в ребёнке. Основаны они на средствах языка, работе со словом и выдумывании историй.

В книге описаны игры, случаи из жизни, методические рекомендации и собственные наблюдения автора, истории возникновения сказок самого Родари. Книга эта способна убедить в пользе сказок даже самого закоренелого скептика и реалиста. Вместе с книгой к нам пришли и игры, придуманные Родари, которые помогают сочинять сказки.

Одна из игр основана на теории русского исследователя-фольклориста В.Я. Проппа. Анализируя сюжеты народных сказок, Пропп определил, что функции действующих лиц во всех сказках постоянно повторяются. Число этих функций ограничено, а последовательность их в сказках одна и та же. В.Я. Пропп выделил 31 функцию, например, «отлучка кого-нибудь из членов семьи», «запрет, обращённый к герою», «нарушение запрета», «свадьба героя» и другие.

Джанни Родари предложил использовать карты Проппа в качестве игры. Он сократил число функций до 20 — «предписание или запрет», «волшебные дары», «борьба» и прочие. А как же в них играть? Взрослому человеку сразу понятно, что на основе этих функций, их сочетания и последовательности, можно выстроить бесконечное множество сюжетов, но ведь необходимо организовать игру с ребёнком или с группой детей.

Самый простой способ — самостоятельно сделать игровое пособие из картонных карточек. Если дети уже умеют читать, тогда можно просто написать сверху названия функций. Если же нет, то можно слова заменить иллюстрациями или символами, будет даже интереснее, если символы будут придумываться вместе с ребёнком. И можно начинать игру.

Родари не настаивает на какой-то единственно верной методике работы с картами Проппа. Можно использовать все двадцать, можно доставать на выбор любые три карты и придумывать историю, опираясь на них. Можно играть вместе, выкладывая карты на стол по очереди и продолжая историю, начатую предыдущим игроком. Такая игра вариативна и её можно приспособить ко вкусам и уровню развития каждого ребёнка.

«Карты Проппа», предложенные Родари, — настоящий «сказочный конструктор» или «руководство по приготовлению сказочных салатов». Понятной и доступной эта игра будет только тому, кто слушал или сам читал волшебные сказки своего народа, а также зарубежные волшебные сказки. Начинать играть можно со старшего дошкольного возраста, а оптимальный возраст для игры — 7–10 лет.

Эта игра — не единственный «конструктор», предложенный Родари. Другая игра, на которую стоит обратить внимание, — «карты Пассаторе». Джанни Родари описывает её и даёт рекомендации по использованию игрового материала с детьми.

Эта игра была придумана Франко Пассаторе и его друзьями из ансамбля «Театр — Игра — Жизнь». Задача здесь в том, чтобы придумать рассказ, опираясь на картинки. Правда, сами авторы игры не настаивали на картинках, это могли быть и настоящие предметы (кофеварка, бутылка и мотыга), а сказка могла быть не просто сказкой, а театрализованным действом.

Здесь, в отличие от карт Проппа, количество предметов, действий, признаков не ограничено. Главное — множество одинаковых по размеру карточек с разными изображениями, чем больше — тем лучше.

Карты перемешиваются, кладутся на стол вверх рубашками, затем игроки по очереди вытягивают по одной карте и придумывают рассказ. Например, первому игроку досталась карточка с изображением цветка. Он может начать рассказ примерно так: «Маленький цветок был очень одиноким» или «Цветок очень боялся, что скоро наступит осень».

На следующей карточке может быть изображена электрическая лампочка. Тогда следующий игрок продолжает: «Цветок не знал, что растёт в квартире, и никакой смены времён года не почувствует — в квартирах тепло круглый год» или, например, «Когда в комнате загорался свет, цветочек поворачивал головку и искал себе собеседника». И так далее.

Задача последнего участника — придумать логическое завершение рассказа. А на детском празднике попробуйте придумать сказки с реальными предметами, их можно не только вообразить, но потрогать, понюхать и даже взять в руки!

Эта игра немного проще, чем «Карты Проппа», и начинать играть в неё можно уже с младшим дошкольником, хотя особенно интересно и неожиданно будет играть в компании детей старшего возраста.

Евгения Шафферт

Комментарии (0)

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.