Игротерапия

Подборка игр для работы с детьми, имеющими эмоциональные нарушения.

Вся коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими проблемы в развитии, должна осуществляться посредством игр. Игровая форма занятий позволяет создавать в процессе взаимодействия с детьми комфортную эмоциональную атмосферу. Игры для гиперактивных детей.

«Ласковые лапки»

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов,снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребёнком и взрослым.

Подобрать 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и так далее. Всё это выложить на стол. Ребёнок оголяет руку по локоть, взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться её ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами.

«Кричалки-шепталки-молчалки»

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона сделать 3 силуэта ладони: красный, жёлтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь. Жёлтая ладонь – «шепталка», можно тихо передвигаться и шептаться. На сигнал «молчалка» – синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. ИгротерапияЗаканчивать игру следует «молчалками».

«Гвалт»

Цель: развитие концентрации внимания.

Один из участников выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому из участников по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый своё слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав её по словечку. Желательно, до того, как войдёт водящий, каждый ребёнок повторил вслух доставшееся ему слово.

«Пусть поменяются местами те, кто…»

Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встаёт и выносит свой стул за круг, таким образом, получается, что стульев на один меньше, чем участников. Ведущий говорит: «Пусть поменяются местами те, у кого… (светлые волосы, часы).» После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

«Говори»

Цель: развитие умения контролировать импульсивность действия.

Воспитатель задаёт детям простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно только тогда, когда он даёт команду: «Говори!». «Какое сейчас время года?» Пауза. Потом команда: «Говори!». «Какого цвета у нас в группе потолок?»… «Говори!»; «Какой сегодня день недели?» и так далее. Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

«Передай мяч»

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу, дети стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину.

Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

«Сиамские близнецы»

Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.

Дети должны разбиться на пары, встать плечом к плечу, обнять друг друга одной рукой за пояс. Правая нога стоит рядом с левой ногой партнёра. Теперь дети – сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище и две руки. Пусть дети походят по комнате, попросите их что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и тому подобное. Чтобы «третья нога» действовала «дружно», её можно скрепить либо верёвочкой, либо резинкой.

«Черепаха»

Цель: формирование контроля над своими действиями.

Взрослый встаёт у стены, дети становятся у противоположной. Он говорит: «Представьте, что все мы – черепахи. Я – большая черепаха, а вы – маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Но вот беда: торт ещё не готов. По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните, вы – черепахи, и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт уже будет готов». Взрослый следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2- 3 минуты он даёт новый сигнал, по которому все «замирают».

«Бездомный заяц»

Цель: развитие реакции, формирование навыков невербального взаимодействия со сверстниками.

В игре могут участвовать от 3 до 10 детей. Каждый игрок – заяц – чертит вокруг себя мелком круг диаметром приблизительно 50 см. Расстояние между кругами 1 – 2 метра. Один из зайцев – бездомный, он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего – во время этого обмена занять домик, оставшийся на минуту без хозяина.

«Король сказал»

Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.

Дети вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий показывает разные движения (физкультурные, театральные, шуточные), а дети должны их повторять только в том случае, если ведущий добавит слова «Король сказал».

«Запрещённое движение»

Цель: развитие быстроты реакции, организация здорового эмоционального подъёма.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещённое движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры.

«Давайте поздороваемся»

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определённым образом:

  • хлопок – здороваемся за руку;
  • хлопка – здороваемся плечиками;
  • хлопка – здороваемся спинками.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребёнку возможность почувствовать своё тело, снять мышечное напряжение. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

Любовь Ичетовкина, учитель-дефектолог ДСКВ МБОУ №70, г.Братск

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*