"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2016
Понятие точка и прямая
Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление о такой науке как геометрия. Для детей проводятся задания по формированию мелкой моторики (штриховка), работа со счётными палочками. Занятие будет интересно практикующим педагогам при формировании математических знаний.
Цель: создание условий для формирования представления о математических понятиях: точка, прямая и кривая линии.
Задачи:
- формировать представления о математических понятиях: точка, прямая и кривая линия; представления о днях недели;
- формировать зрительный, тактильный образ точки; развивать пространственные отношения: слева, справа, вверху;
- закреплять порядковый счёт в пределах десяти;
- развивать мелкую моторику, мышление, память, внимание;
- формировать речь детей;
- воспитывать умение помогать друг другу при выполнении заданий, желание прийти товарищу на помощь.
Предварительная работа: дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Два мешочка», «На что похоже», «Что лишнее?», «Найди похожее!», «Составь узор».
Ход занятия
(Дети вместе с воспитателем становятся в круг.)В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
И заниматься мы начнём.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Давайте поиграем с мячом. (Воспитатель кидает мячик и задаёт детям вопросы.) Какое сейчас время года? (Зима.) Перечисли все осенние месяцы? (Декабрь, январь, февраль.) Сейчас утро или вечер? (Утро.) Какие ещё части суток ты знаешь? (День, вечер, ночь.) Сегодня понедельник, а завтра? (Вторник.) Какой твой любимый день недели? Который он по счёту? Кто стоит справа от тебя?
Воспитатель: Молодцы, много вы уже знаете. А сегодня мы познакомимся с новыми понятиями. Посмотрите на картинки на доске. Что вы видите на картинке? (Птицы клюют зёрна.) На что похожи зёрна? (Ответы детей.) Что нарисовано на второй картинке? (Ночное небо.) На что похожи звёздочки? (Ответы детей.) Подумайте, как можно нарисовать зёрна, звёзды? Верно, надо коснуться карандашом листа бумаги – получатся точки. Что ещё в нашей окружающей жизни напоминает точки? (Ответы детей.)
Воспитатель: Сегодня в гости к нам пришла Точка. Она из волшебной страны Геометрии.
Сколько нужно перебрать?
Где прибавить, что отнять?
Геометрия поможет разобраться и понять.
Точка любит путешествовать и приглашает вас в путешествие. Послушайте стихотворение и добавьте последнее слово.
В математике она
Пригождается всегда:
Без хвоста от запятой
Всем нам кажется простой.
И в конце, закончив строчку,
Мы поставим, братцы... (Точку.)
Воспитатель: Ребята, возьмите карандаш и лист бумаги. Нарисуйте точку. Потом две точки рядом. Потом рядом друг с другом много точек. А теперь, ребята, нарисуйте много точек и соедините их, что получается?
Пусть точек будет очень много,
Я через них веду дорогу.
Соединяя точку с точкой,
Я начертил дорожку-строчку.
Дорожка, изгибаясь вьётся,
Дорожка линией зовётся.
Воспитатель: У нас получилась прямая линия. Видите из чего состоит прямая? Давайте попробуем. (Дети берут линейку и чертят прямую линию.) Ребята, что может получиться, если мы будем соединять точки прямыми линиями? Давайте попробуем. Перед вами листы с точками, их нужно соединить между собой, но соединять нужно цифры последовательно: цифру 1 с цифрой 2 , цифру 2 с цифрой 3. Соединяем точки с помощью линейки, чертим прямые линии.
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте поиграем. Посмотрите внимательно и скажите, что здесь лишнее?
1 2 3 4 А 6 7 8 9
Покажите, какая здесь должна быть цифра. Посчитаем с 1 до 10 и наоборот. Посмотрите, на картинку? Где изображены предметы. Что изображено первым? Пятым? Седьмым? Какой по счёту гриб? Яблоко? Что находится между машиной и шариком?
Воспитатель: А теперь проведём математический диктант. Я буду вам называть предметы, а вы должны изобразить геометрические фигуры с помощью блоков. (Тарелка, дверь, крыша дома, грань кубика, огурец.) Какие у вас получились фигуры, назовите их.
Воспитатель: Мы потрудились. Сейчас – пальчиковая гимнастика.
В гости к пальчику большому,
Приходили прямо к дому,
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
Воспитатель: Давайте сложим вот такой дом из счётных палочек. Сколько их потребуется? Посчитайте. Хорошо, из шести палочек получился дом. А если убрать две палочки (крышу)? Сколько останется? Ребята, перед вами лежат карточки с геометрическими фигурами. Мальчики должны заштриховать все фигуры, кроме кругов. Девочки должны заштриховать все фигуры, кроме треугольников.
Воспитатель: А сейчас сказка про гномиков. Слушайте! (Упражнение на внимание и тренировку умения запоминать и осмысливать информацию, развитие речи, памяти.)
Жил-был гномик,
Не бездельник.
Строил домик в ПОНЕДЕЛЬНИК.
Он во ВТОРНИК красил рамы,
В СРЕДУ потолок белил.
Он в ЧЕТВЕРГ обои клеил.
В ПЯТНИЦУ полы помыл.
Чистотой сверкает домик.
Гном в СУББОТУ пёк пирог.
И с друзьями в ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Справить новоселье смог.
В ПОНЕДЕЛЬНИК за работу
Принимается опять –
Он до ПЯТНИЦЫ задумал
Новый огород вскопать.
А СУББОТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ –
Это выходные дни.
Ходят гномы к близким в гости –
Не работают они.
Вновь приходит понедельник –
Всем пораньше надо встать,
За работу приниматься,
Ведь не время отдыхать.
Вот ещё прошла неделя –
Все семь дней прошли опять!
Сказку слушал?
Дни запомнил?
Помоги мне их назвать! (Беседа по вопросам. Сколько в неделе рабочих (будних) дней? Назови их. Почему они так называются? Почему дни недели получили названия ПоНедельник, ВТОрник, СРЕда, ЧЕТверг, ПЯТница? Какие дни недели принято считать выходными? Какой ваш любимый день недели?)
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Помогите мне закончить предложения.
Сегодня на занятии я узнал…
Сегодня на занятии я вспомнил…
Сегодня на занятии я научился…
Сегодня на занятии мы делали…
Мне это пригодится…
Мне понравилось…
Елена Кузубова, воспитатель МБДОУ
Д/с №85 (комбинированного вида), г.Белгород
Рекомендуем почитать
- Комментарии