Я – лидер или учимся проигрывать

Стремление быть лучшим – хорошая черта любого человека, она помогает развиваться и совершенствоваться. Ваш малыш стремится быть лучшим в пении и в боксе, хочет победить всех в компьютерной игре и на детском празднике? А так ли нужно быть везде лидером или подобное поведение должно насторожить родителей?
Я – лидер или учимся проигрывать
Известно, что личность человека начинает формироваться примерно в три года. По мере того, как ребёнок развивается, ежедневно он оценивает себя, свои поступки, возможности, сравнивает своё поведение с поведением родных и других детей. Таким образом и складывается детская самооценка. Любая здоровая личность должна обладать адекватной самооценкой. Но...

Ситуация из жизни

Сын моей подруги – умница-мальчик. Он посещает массу разных развивающих секций и везде имеет успехи. Коридор и детская комната увешаны дипломами, грамотами и прочими свидетельствами достижений. На дне рождения общего знакомого компания детишек состязалась в шуточных конкурсах. Я была обескуражена тем, как этот умница-мальчик старался всеми правдами и неправдами выиграть призовые шоколадки. Когда череда конкурсов закончилась, дети организовали игру. Сына моей подруги обиженные постоянными поражениями ребята в компанию не взяли. Однако ребёнок не расстроился ничуть: общая игра не показалась для него интересной деятельностью, в которой надо побеждать.

Как вы понимаете, такая лидерская установка направляет развитие ребёнка в неправильное русло. Порой малыш не достигает желаемого успеха, любая неудача приводит его к депрессии или унынию. Постоянное стремление к лидерству уводит от здорового общения со сверстниками, искажает всю систему ценностей человека. Люди с подобной завышенной самооценкой часто считают себя лучше всех окружающих и самоутверждаются за счёт чужих неудач.

Причин такого поведения может быть много. Согласитесь, не каждый родитель, видя своего расстроенного ребёнка, сможет удержаться от искушения крепко обнять малыша и горячо убедить его, что обстоятельства или кто-то другой виноваты в его промахах. Современные родители стремятся создать у ребёнка чувство уверенности в своих силах и возможностях, а нередко и чувство превосходства над другими. Поэтому любая работа по корректировке чрезмерной лидерской позиции должна начинаться в семье.

Роль родителей

Мировоззрение ребёнка во многом зависит от родителей, а это значит, что в ваших силах повлиять на то, как он будет относиться к своим победам и поражениям.

  • Не стоит постоянно хвалить ребёнка или ругать. Все поощрения или наказания должны быть обоснованы.
  • Важно отмечать инициативу ребёнка, положительно отзываться на его стремления, но вместе с тем не допускать «одержимости» одной целью.
  • Не стоит сравнивать своего ребёнка с другими детьми ни в положительную, ни в отрицательную сторону. Можно сравнить поведение своего малыша вчера и, например, сегодня.
  • Нужно учить ребёнка проигрывать, спокойно относясь к его промахам. Объяснять: сегодня победил другой, потому что лучше старался, тоже хотел быть первым. У него получилось, ты тоже сможешь, приложив больше усилий или попробовав себя в другой сфере.
  • Важно давать понять малышу, что родители всегда будут любить его, даже если он не выиграл приз.
Ребенок

Играем!

«Моё имя»

Участникам этой игры нужно придумать для себя имя или оставить своё. А затем объяснить взрослому свой выбор. Следует порассуждать вместе с ребёнком, нравится или нет ему это имя, почему он хотел бы, чтобы его звали по-другому. Эта игра даёт информацию о детской самооценке, о её составля­ющих. Особенно стоит обратить внимание, если ребёнок полностью отрицает собственное имя и придумывает себе новое. С помощью наводящих вопросов можно выяснить причины неприятия самого себя и, как следствие, своего имени.

«Ситуация»

Игра, требующая всего-навсего немного воображения. Обычно дети с удовольствием включаются в обсуждение ситуаций, жизненных или вымышленных, взятых из художественных произведений, сказок. Важно проанализировать поведение героя сказки (или вашего ребёнка), понять почему он в данной ситуации поступил так, а не иначе. Попробуйте предположить, как еще можно было бы поступить, и как развернулся бы ход событий в зависимости от поведения героя. Это очень увлекательная игра, которая помимо психологического подтекста развивает мышление и воображение ребёнка, учит его рассуждать и анализировать, оценивать поступки и узнавать социальные нормы.

«Жмурки»

Эта известная всем игра даёт возможность детям принять на себя роль лидера, почувствовать себя в ситуации успеха, а затем оказаться в обратном положении. Взрослому предоставляется возможность посмотреть, в какой роли комфортно ребёнку, пытается ли он занять место ведущего, либо он предпочитает иметь второстепенную роль. Важно показать малышу прелесть обоих положений.

«Зеркало»

Участники игры встают друг напротив друга, один показывает какие-то пантомимы, а другой игрок должен зеркально их отобразить. Так можно играть вдвоём или поставить перед собой множество «зеркал», а можно разделиться на пары. Главное, в течение игры меняться ролями, чтобы каждый участник имел возможность почувствовать себя в новой роли. Игра помогает раскрепоститься, «настроиться» на другого человека, а значит и перестать ставить себя выше всех.

Ирина Цыганова, психолог

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*