"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2020
Россия – многонациональное государство
Цель: формирование представлений о России как о многонациональной стране.
Образовательные задачи: актуализировать знания о понятиях «столица», «страна», «символы»; познакомить детей с различными национальностями, традициями, языком, культурой народов России.
Развивающие задачи: развивать коммуникативные способности и психические процессы.
Воспитательные задачи: воспитывать уважение к культуре, традициям, религии, языку разных народов; прививать любовь к Родине.
Ход деятельности
Учитель: Поговорим? (Вопросы детей.)О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим?
Дети: Да! Нам будет интересно!
Учитель: Внимательно вслушайтесь в слова песни и постарайтесь понять, о чём она? (Звучит песня «Хохлома». Ответы детей.)
Учитель: Верно, про нашу Родину. Для исполнителя песни Россия ассоциируется с хохломской росписью, с широкими просторными полями, с золотыми куполами.
Учитель: Ребята, а что для вас Родина? Ответьте одним словом – ассоциацией. (Игра с мячом.)
Учитель: А для меня Родина – это берёзы. (Учитель вывешивает изображение берёзы.)
Учитель: Эта берёза непростая, с заданиями. Давайте постараемся ответить на вопросы. (Вопросы написаны на листочках.)
1. Как в давние времена называли Россию?
2. Назовите официальное название нашей страны?
3. Какие государственные символы вы знаете?
4. Столица России – город ...
5. Как зовут людей, живущих в России?
6. Как называется основной закон государства?
Учитель: Основной закон государства – это Конституция. (Учитель раздаёт группам Конституцию.)
Учитель: Давайте посмотрим, какими словами начинается Конституция? (Россия – многонациональная страна.)
Учитель: Что означают эти слова? (Ответы детей.)
Учитель: В состав России входят 85 субъектов: 22 республики, 9 краёв, 4 автономных округа, 1 автономная область, 46 областей, 3 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.
Учитель: Что значит слово «Федерация»? (Ответы детей.)
Учитель: Более точный ответ найдём в толковом словаре. (Ученик зачитывает определение из толкового словаря.)
Учитель: Одним словом – это союз. Союз кого? (Союз народов, живущих в стране.)
Учитель: Предлагаю вам совершить путешествие по нашей стране и познакомиться с некоторыми народами. На какие вопросы вы бы хотели найти ответы, путешествуя по стране? (Ответы детей.)
Учитель: Искать ответы на данные вопросы вам предстоит в группах. Поработав в группах, вы поделитесь информацией со всем классом.
Учитель: Ответственный чётко вполголоса читает текст, после этого вы в группе составляете кластер по прочитанному материалу.
Учитель: Давайте вспомним, что значит составить кластер? (Выделить главное в тексте и обозначить в виде гроздьев.)
(Детям раздаётся материал. Они с ним знакомятся и составляют кластер.)
1. Славянская группа
К славянской группе народов относятся русские, украинцы, белорусы. Самым многочисленным народом в России является русский народ. Традиционным русским женским костюмом является сарафан и рубашка, украшенная богатым вышитым узором. На голове женщины носили платки, по праздникам – кокошники, украшенные жемчугом, бисером. Основными занятиями русского народа являются кузнечное дело, ювелирное дело, гончарное дело, торговля и др. Национальные блюда русской кухни – каши, блины, окрошка, пироги и другое. Традиционными праздниками считаются Праздник урожая, Ивана Купала, Пасха и др. Интересно знать, что русский народ составляет 80 % всего населения России.2. Тюркская группа
К тюркской группе народов относятся татары, башкиры, чуваши. Самый многочисленный народ данной группы – татары. Одежду татары шили из материи домашнего изготовления. Головным убором для мужчин служит тюбетейка, которая может быть различных форм. Женские головные уборы крайне разнообразны. Также женщины-татарки носили большое количество украшений: браслеты, украшения из монет, серьги. Традиционные татарские блюда: манты, беляши, чак-чак и др. Одним из главных праздников татар является Сабантуй. Интересно знать, что татарские песни и танцы обязательно сопровождались игрой на музыкальных инструментах кубыза и курай. (Таким же образом составлен материал для ещё трёх групп: Нахско-дагестанская, Монгольская и Финно-угорская. Физкультминутка «У оленя дом большой». Выступление групп перед классом.)Учитель: Ребята, в нашей Республике коренным народом являются марийцы. А к какой группе относятся они? (К финно-угорской.)
Учитель: Рассмотрите внимательно финно-угорское древо и скажите, на какие три ветви делится финно-угорская семья? (Финская, Угорская и Самодийская.)
Учитель: Финно-угры живут не только в России, но и за её пределами. В Венгрии живут венгры, в Эстонии – эстонцы, в Финляндии – финны. Самый многочисленный финно-угорский народ России – мордва. Они живут в Республике Мордовия. Марийцы – находятся на 3 месте по численности в России.
Учитель: Устное народное творчество финно-угорских народов складывалось веками. Мы сегодня познакомимся с пословицами. (Игра «Собери пословицу».)
1. Без учения и лапти не сплетёшь. (Удмуртская.)
2. Не наряд красит человека, а умелые руки. (Марийская.)
3. Глупость сама себя бьёт. (Эстонская.)
4. Трусливый за день трижды умирает. (Коми.)
Учитель: Мы сегодня познакомились с разными народами России. Давайте ещё раз обобщим, чем отличаются народы? (Составляется общий кластер.)
Учитель: Люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, т.е. культурой. Ну и, конечно, своей внешностью, характером.
Учитель: А для чего тогда такие разные народы объединились в одно большое государство? (Ответы детей.)
Учитель: Чтобы стать могучей страной, чтобы никто не захотел напасть на них и поработить. А если и случится такое, как, например, во время Великой Отечественной войны, то всем вместе будет легче справиться с бедой и победить врага.
Учитель: Завершить урок хочется прекрасным стихотворением В. Степанова «Российская семья». (Дети читают стихотворение.)
Учитель: Я благодарю вас за активную работу и попрошу оценить свою деятельность, прикрепив листочки (зелёный, жёлтый, красный) на берёзу.
Мария Кузнецова, учитель нач. классов,
МБОУ «Гимназия № 14», г. Йошкар-Ола
Рекомендуем почитать
- Настолки о природе
- Все профессии важны, все профессии нужны
- Ключик к сердцам детей
- Мечта рождает красоту
- Комментарии