"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2019
Автоматизация звука [л] в словах
Похожих занятий на просторах интернета можно найти достаточное количество и без проблем. Но предложенная подборка упражнений была частью цикла занятий, связанных с продуктивной деятельностью воспитанников. По результатам этой деятельности был создан мультимедийный продукт, чьи слайды впоследствии использовались при логопедической коррекции. Целью продуктивной деятельности была активизация глагольной лексики и изображение слов-действий на бумаге. Цель логопедической работы - автоматизация правильного произношения звука [л] в словах в межзубном положении, формирование фонематического анализа и синтеза в словах с отрабатываемым звуком.
Задачи: развитие фонематических процессов; активизация словаря действий и словаря признаков; развитие зрительной памяти и восприятия; работа по умению изменять высоту голоса; развитие слухо-речевой памяти; формирование зрительно-пространственных и пространственно-временных отношений; развитие тактильной чувствительности; развитие графо-моторных координаций.
Оборудование: мультимедийный продукт (презентация с изображением слов-действий на каждом слайде); 2 плаката с разным изображением кукол, белок; индивидуальные карточки с разным изображением кукол и белок; цветовые схемы звуков (кружки красного, синего и зелёного цвета); «волшебный мешочек» с предметами, в названии которых есть звук [л]; индивидуальные карточки с изображением музыкальных нот; чёрнографитные («простые») карандаши; индивидуальные листочки в крупную клетку.
Ход занятия
1. Организационный момент.Ребята, здравствуйте. Сегодня мы будем продолжать тренировать правильное произношение определённого звука. Послушайте описание и назовите этот звук. При его произношении губы растянуты в улыбку, зубы закусывают «Лопатку». Какой это звук? – [л].
2. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Поймай звук»: логопед закрывает рот экраном и произносит разные звуки. Дети хлопают, когда слышат звук [л].
3. Развитие слухоречевой памяти, автоматизация [л] в слогах.
Игра «Эхо» (повторение цепочек слогов):
ал-эл-ал ла-ло-ло
ул-ол-ол лэ-ла-лэ
ил-ыл-ил лу-ла-ла
эл-ал-эл лы-лэ-лы
4. Автоматизация звука в конце слова (использование презентации).
Давайте называть действия. Следите за правильным произношением звука [л]. Кто что делал?
Что делал Михаил? (Думал.)
Что делал лягушонок? (Прыгал.)
Что делал комарик? (Пищал.)
Что делал клоун? (Смешил.)
Что делал пень? (Засыхал.)
Что делал Емеля? (Спал.)
5. Развитие зрительной памяти и восприятия, автоматизация звука [л], развитие фонематического анализа.
На экране 4 картинки с разным изображением куклы. У детей на парте уменьшенные изображения. Нужно запомнить расположение картинок и выложить их перед собой на парте.
- Кто изображён на картинках? (Кукла.) Послушай слово «кукла» и ответь, где спрятался звук [л]: в начале, в середине или в конце слова? – в середине.
Ту же самую работу проводим с изображением и со словом «белка».
6. Развитие слухо-речевой памяти.
- Давайте вспомним слова, которые мы сегодня называли. Где должен быть язычок во время произнесения звука [л]? – между зубами, язычок нужно закусить.
7. Развитие слухо-речевой памяти, переключаемости.
Логопед предлагает слушать по два слова и повторять их в обратном порядке. Пары слов даются каждому ребёнку индивидуально. Остальные дети сидят, приготовив ладоши - если отвечающий допустит ошибку, им нужно хлопнуть:
Лампа, лопата → лопата, лампа.
Ландыш, ласточка → ласточка, ландыш.
Белка, вилка → вилка, белка.
Клубника, волк → волк, клубника.
Пенал, мел → мел, пенал.
Стол, вокзал → вокзал, стол и так далее.
8. Динамическая пауза: развитие тактильной чувствительности, активизация лексики прилагательных.
Перед детьми фигурки, в названии которых есть звук [л]. Дети хором их называют: лампа, лось, самосвал, лодка, лупа, ласты, флаг, бутылка, вилка, булавка.
Затем все предметы убираются в «волшебный мешочек». Дети выстраиваются в колонну, каждый по очереди опускает руку в «волшебный мешочек», на ощупь пытается определить, что за предмет он выбрал. Называет остальным детям слова-признаки к этому предмету: «Она деревянная, длинная, дырявая». (Лодка.) Или «Она стеклянная, длинная, прозрачная». (Бутылка.) Необходимо верно назвать слово-предмет, следя за произношением звука [л] при ответе.
9. Работа по умению изменять силу и высоту голоса.
Перед детьми индивидуальные карточки с нотами. Логопед произносит слоги со звуком [л], меняя высоту голоса. В зависимости от высоты, детям нужно нажать пальцем на высокую или низкую ноту.
10. Формирование зрительно-пространственных представлений и пространственно-временных отношений.
Перед детьми чёрнографитные карандаши и листочки в крупную клетку. Выполняем задание «графический диктант»: от точки провести одну клетку вверх наискосок вправо, одну клетку вправо, затем одну клетку вверх наискосок вправо, одну клетку вниз наискосок вправо, далее одну клетку вправо, одну клетку вниз наискосок вправо, одну клетку вверх наискосок вправо, одну клетку вниз, потом одну клетку вверх наискосок влево, четыре клетки влево, соединяем с точкой.
Кто получился? (Акула.) Акула какая? – подбираем признаки и называем словосочетания: акула белая, акула голодная, акула большая. Следим за произношением звука [л].
11. Развитие фонематических процессов.
Соберите из предложенных звуков слово (в помощь – цветовые схемы на парте):
ЛБА – бал
ОВЛ – вол
ГЛО – гол
ЗЛА - зал
12. Развитие фонематических процессов.
Ребята, я произнесу три слова. За мной нужно повторить только то, в котором звук [л] спрятался в середине слова:
Лаванда, антилопа, богомол.
Водолаз, лысина, ствол.
Ладоши, факел, халат.
Луковица, буйвол, молодец.
Болото, вокзал, лапоть.
Мускул, лукошко, змеелов.
Произношение какого звука мы сегодня тренировали? Молодцы! Ребята, а вот вам домашнее задание: нужно вспомнить пять слов из нашего занятия и составить с каждым из них предложения. До встречи!
Ольга Алфёрова,
учитель-логопед высшей кв. кат.
ГБОУ Школа 2114, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии