"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2020
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
Игровая деятельность дошкольников с ЗПР отличается от игры нормально развивающихся сверстников, прежде всего, однообразием, отсутствием творчества, слабостью воображения, недостаточной координацией игровых действий, несоблюдением игровых правил. Между тем, ребёнок, полноценно не овладевший игрой, не сможет перейти к следующей ведущей деятельности – учебной. В связи с этим становится особенно актуальной проблема формирования игры (особенно творческой, в том числе, сюжетно-ролевой) для развития детей с ЗПР и успешной коррекции нарушений. Для снижения факторов, негативно влияющих на освоение дошкольниками с ОВЗ игровыми навыками и улучшения социализации, мы проводим занятия по обучению воспитанников игре. В этом занятии используются приёмы, которые помогают детям овладеть творческой игрой, сформировать у них компенсаторные функции. Это, например, создание игровой обстановки до начала игры; просмотр презентации, рассматривание иллюстраций с акцентом на значимые моменты; упражнения в игровых действиях; подбор вместе с детьми атрибутики, изготовление её своими руками; вербализация собственных действий.
Для подготовки к таким занятиям мы проводим разнообразные виртуальные экскурсии, игры-превращения, игры-импровизации, игровые ситуации, погружая детей в различные эмоциональные состояния, организуем дидактические игры, экспериментирование, моделирование, продуктивную деятельность; с родителями наши воспитанники посещают объекты социальной и производственной сферы (в данном случае – парикмахерскую).
Задачи:
- расширять жизненный опыт детей, учить применять его в игровой деятельности;
- учить формировать план-замысел игры и реализовывать его по намеченному алгоритму;
- формировать речевое опосредствование деятельности;
- развивать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе развёртывания игрового сюжета.
Оборудование: презентация «Работа парикмахерской», карты для игры «Что лишнее»; фон и готовые формы для аппликации, клеёнка, клей-карандаш; куклы с длинными волосами, тематический набор «Парикмахерская», зеркало, детские стульчики; каталоги с причёсками, резинки, заколки, фартуки, бейджи.
Ход деятельности
Педагог: Ребята, знаете ли вы мастера, который хорошо владеет ножницами, расчёской, феном, может помочь людям подготовиться к празднику, сделать их красивее? Как вы думаете, что это за мастер? (Ответы детей.) А хотите вы сами поиграть в парикмахерскую? (Ответы детей.)Педагог: Для настройки внимания проведём с вами разминку «Покажи, что скажу, а не то, что покажу». (Педагог называет части тела и дотрагивается до них (лоб, живот, колено, локоть и т.д.). В какой-то момент педагог называет одно, а дотрагивается до другого. Например, дотрагивается до спины, говорит живот. Дети должны показать то, что назвал педагог.) Ребята, а как можно назвать одним словом то, что мы с вами показывали? (Части тела.) Молодцы те ребята, кто был внимателен и не ошибся.
Педагог: (Показ презентации «Работа парикмахерской».) Ребята, что здесь изображено? (Парикмахерская.) Давайте узнаем о профессиях людей, работающих в парикмахерской.
Педагог: (На слайде картинка «Администратор».) Как вы думаете, какую работу выполняет администратор? (Записывает клиентов на стрижку и покраску волос в удобное для них время.) Какие предметы использует администратор? (Телефон, ручка, журнал.) Каким он должен быть? (Вежливым.) Ребята, а кого называем клиентами? (Ответы детей.)
Педагог: (На слайде картинка «Кассир».) Что делает кассир? (Принимает оплату за выполненную услугу, даёт сдачу, выбивает чек.) Какими инструментами он пользуется? (Касса, терминал, калькулятор, ручка.) Каким должен быть кассир? (Ответы детей.)
Педагог: (На слайде картинка «Парикмахер».) Ребята, а кого можно назвать парикмахером? (Мастер, который работает над созданием причёсок.) Что необходимо парикмахеру для работы? Как парикмахер должен общаться с клиентами? (Быть вежливым, внимательным, аккуратным, терпеливым.)
Педагог: (На слайде картинка «Уборщица».) Что делает уборщица? (Подметает, моет полы, меняет использованные полотенца.)
Педагог: (На слайде картинка «Мастер по маникюру».) Что делает мастер по маникюру? (Делает маникюр, стрижёт и красит ногти.) А какие инструменты нужны мастеру? (Маникюрные ножницы, пилки, щипцы, лак.)
Педагог: Ребята, какие правила поведения существуют между клиентами и работниками парикмахерской? (Они должны быть взаимно вежливыми.)
Педагог: А сейчас мы поиграем в игру «Что лишнее». Давайте с вами вспомним правила. Необходимо выбрать на каждой игровой карте изображение лишнего предмета. (На игровых картах изображены инструменты (ножницы, расчёска, зажимы для укладки, плоскогубцы), электроприборы (фен, миксер, терминал, щипцы для укладки волос), мебель (гардеробный шкаф, тумбочка с зеркалом, книжный шкаф, крутящееся кресло). После каждого выбора детей педагог задаёт вопросы: Почему предмет лишний? Как можно их назвать одним словом?)
Педагог: Ребята, давайте продолжим наше занятие в творческой мастерской. (Предлагаем детям сделать куклам причёски к празднику. На столе разложены готовые формы. Дети имеют возможность выбрать причёску и изображение куклы. Дети комментируют свои действия. Например: «Эту девочку зовут Даша. Я хочу сделать ей косички с красными бантами. Я возьму косички, переверну и положу на клеёнку, намажу клеем, приклею, разглажу».)
Педагог: Ребята, представьте, что мы идём с вами на праздник. Как вы думаете, что для этого нужно? (Педагог подводит детей к мысли, что нужно выглядеть нарядно, и предлагает для этого отправиться в парикмахерскую. Распределение ролей осуществляется с помощью приёма случайного выбора: на карточках распечатаны изображения работников парикмахерской. Карточки перевёрнуты вниз изображением. Дети берут карточку и выполняют соответствующую роль.)
Педагог: После такого трудного рабочего дня необходимо немного отдохнуть. Давайте выполним расслабляющее упражнение «Моем руки». Нужно потереть напряжёнными ладошками друг о друга, затем «стряхнуть воду» с расслабленных кистей рук, мягкими движениями «вытереть руки» воображаемым полотенцем. (Повторить несколько раз.)
Марина Святкина, Марина Савельева, воспитатели,
Алсу Антонова, учитель-дефектолог,
Оксана Кузнецова, учитель-логопед,
МБДОУ № 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
- Рисунки на воде. Зимние мотивы
- Барабошина Ольга Викторовна
- Модернизация образования - лучшая инвестиция в будущее страны!
- Комментарии