Скaзка о потерянном солдaтике

Сценарий сказки-драматизации для детей начальной школы

Драматизация по сказочной истории Ирины Токмаковой «А может нуль не виноват». (Полный текст можно найти в электронных библиотеках. В коллективных ролях может быть разное количество исполнителей.)

Действующие лица: Лeнa, Aлёшкa, Солдат, Нуль, Единицы, Двойки, Тришка, Четвёрка, Пятёрка, Шестёрка, Семёрка, Плюс, Минус, Знак больше, Знак меньше, Знак равенства.

Сцена первая

Сцена первая

(Музыка. Алёшка и Единичка что-то ищут. Появляется Лена.)

Лeнa: Здравствуйте, а вы кто?

Алёшка: У нас пропал один солдатик.

Лeнa: Какой солдатик? А вы кто?

Единица: Здравствуйте, я – единичка, из страны Математики. Алёшка, понимаешь, в учебнике математике есть задача про солдат, так вот один из них потерялся.

Лeнa: Грустно, что так вышло. Но солдат нигде не пропадёт.

Алёшка: Хороший командир всегда о своих солдатах беспокоиться должен!

Единица: Всё бы ничего, но вот беда, без этого солдатика теряется смысл и её совершенно невозможно решить!

Алёшка: Почему?

Лeнa: Ответ не сойдётся.

Алёшка: Ого!

Единица: Честное математическое слово, я в математике больше тысячи лет служу.

Алёшка: Так что здесь без вариантов, нужно срочно найти!

Единица: Конечно, в учебнике, а тем более по математике, должен быть идеальный порядок. Изначально в задаче говориться о девяти солдатиках…

Алёшка: А теперь восемь! Может кто-то его незаметно унёс?

Лeнa: Думаешь? Но кто?

Единица: Как я раньше не догадалась? Хм, скорее всего он. Это в его стиле обнулять всё.

Алёшка: Кто?

Единица: Нуль, конечно же! Характер у него, знаете, такой…

Алёшка: У Нуля? Характер?

Лeнa (шёпотом): И это он похитил пехотинца?

Единица: Может быть. Во время беспорядка, Двойки объединяются в стаи, слышите? (Музыка. С гоготом появляются гуси и окружают детей.)

Единица: Сёстры-единички, где вы? На помощь!

Дети (хором): На помощь! (Музыка. Появляются единички – в танце прогоняют гусей.)

Единички (хором): Что случилось?

Единица: Пропал Солдат, и мы должны его найти.

Единички: И мы хотим, и мы поможем, а он симпатичный?

Единица: Мы найдём его, это наш долг перед учениками первого класса «Б» и перед наукой — математикой. (Все строятся и, маршируя, уходят. Проезжает Нуль на самокате.)

Сцена вторая

Сцена вторая

(Выскакивают Тришка и Минус.)

Минус: Верни!

Тришка: Не верну!

Минус: Верни, кому сказано?

Тришка: Нет!

Минус: Отдай сейчас же!

Тришка: Вечно тебе надо отнимать! Это моё и всё.

Минус: Тришка, у тебя три кошки. Отдай одну мне. Мне она так нужна, будет мурлыкать по вечерам. У тебя останется две, ведь это в любом случае больше, чем одна. Ну, пожалуйста!

Тришка: Тебе бы только отнимать да забирать! Иди поработай с моё, не одну, а десять кошек себе купишь!

Минус: Жадина! Кошечку соседу пожалел! (Появляются дети. Минус отпускает кошку. Тришка прячется.)

Минус: Ладно, ещё будет возможность отнять. А вам что надо?

Алёшка: Ничего. Из задачи по математике солдат исчез средь бела дня.

Лeнa: Он пропал.

Минус: Я не отнимал! Даже не пойму, о ком речь. Точно не я. (Уходит.)

Лена: Тришка!

Дети (хором): Тришка!

Тришка: Ушёл? Такой минус знак всё пытается у других отнять, мог и солдатика тихо себе взять, он такой.

Лeнa: Единичка говорила, что это Нуль его мог аннулировать.

Тришка: Да, мог и Нуль.

Алёшка: Странно всё тут…

Лена: А куда идти?

Тришка: Да хоть к Дыдве – моей соседке.

Дети (хором): Дыдве?

Тришка: Это Четвёрка, но мы привыкли Дыдвой её называть. Если коротко, то ведь дважды два — четыре?

Дети (хором): Четыре.

Тришка: Ну вот. Дваждыдва. Минус, даже это прозвище хотел себе прикарманить, потому что длинное слишком было, но оно порвалось. «Дваж» осталось у Минуса, а «Дыдва» у Четвёрки. Ну, идите, мне пора моих кошечек кормить (даёт им визитку, уходит).

Алёшка: Получается, что не только Нуль, но и Минус мог солдатика украсть.

Лeнa: Смотри, у нас адрес Дыдвы есть.

Алёшка: Бежим! (убегают).

Сцена третья

Сцена третья

(Появляется Дыдва в переднике, перепачканная мукой.)

Дыдва: За что мне всё это? Я терпеть не могу, когда дети плачут, но и печь пироги я не умею. Никогда пироги у меня не получаются. Или сгорят, или недопекутся… (Топает ногой. Появляются дети.)

Дети (хором): Здравствуйте!

Дыдва: Дети? О, ужас! Я надеюсь, вы не плачете?

Алёшка: Нет, мы солдатика ищем.

Дыдва: Хорошо, хоть кто-то не плачет. Вот задача, послушайте. «Мама дала Зине четыре пряничка, а Кирюше на два меньше». Откуда такая несправедливость?

Алёшка: Какое безобразие?

Дыдва: А мальчику обидно. Хочет, чтобы было поровну. Он маленький, он плачет.

Лена: Вот и наш солдатик из задачи пропал! Может его Минус забрал.

Дыдва: Я пытаюсь испечь ему ещё один пряник, чтоб было поровну. И никак не получается.

Алёшка: А может Нуль обнулил.

Дыдва: Нуль взял? Что вы, это же честнейшее существо в Математике. А вот Минус, мог, точно мог! А мальчик всё плачет и плачет. Ужас какой-то. Ему надо обязательно испечь пирожок (уходит).

Алёшка: Получается, что мы и Ноль не нашли и Минус потеряли.

Сцена четвёртая

(Песня. Появляется Плюс с букетом)

Плюс: Дети, у меня для всех всегда есть подарки! Я – Плюс. Всем всё дарю.

Лeнa: А вот Минус отнимает. Мог он солдатика забрать?

Плюс: Минус мой брат, он отнимает, а я прибавляю.

Алёшка: Плюс, а можешь прибавить в нашу задачку солдатика или подарить его?

Плюс: Не могу, это не по правилам, раньше их в задаче нужное количество было.

Лeнa: Вот мы и ищем этого солдатика. Одни говорят, что Нуль аннулировал, другие – Минус похитил.

Плюс: Такие уж у них характеры, ничего не поделаешь. А что Минус?

Лeнa: Говорит не брал. (Уходят. Проезжает Нуль на самокате.)

Сцена пятая

Сцена пятая

(Выходит Пятёрка с сервировочным столиком).

Пятёрка: Пирожки: раз, два, три, четыре, пять – все на месте. Так, хорошо, конфеты: раз, два… (Появляется Плюс с детьми.)

Плюс: Дорогая Пятёрка, прими от меня этот скромный букет. Я так рад, что мы с тобой в этот прекрасный день познакомились в Петином дневнике!

Пятёрка (Пересчитывает цветки в букете): Раз, два, три, четыре, пять.

Плюс: Слушай-ка, с шестьдесят восьмой страницы из задачи похищен пехотинец. Дети его ищут.

Пятёрка: Похищен или исчез? А какая задача?

Плюс: Задача на вычитание.

Пятёрка: А твой братец не приложил руку к этому делу? А? Может он и похитил? Пропало вычитаемое?

Плюс: В том-то и дело, что нет. Солдатик принадлежал к уменьшаемому.

Пятёрка: Если так пойдёт дальше, то ученики 1 «Б» никогда не увидят пятёрку с плюсом, как своих ушей. Ведь закон гласит, что отнимать можно только вычитаемое… Минус на это не способен.

Алёшка: Говорили, что Нуль тоже может.

Пятёрка: Верно. Нуль иногда способен взять и аннулировать. (Выскакивают Больше и Меньше. Кричат и толкаются.)

Больше: Больше, значит, что больше!

Меньше: Меньше, ты меня не переспоришь, а не согласишься, вот тебе!

Больше: Ух, не зли меня!

Меньше: Ах, так, тогда вот тебе!

Больше: Больше, всегда больше. (Драчунов разнимают.)

Пятёрка: Вы опять! И не стыдно вам?

Меньше: А что я – это всё он.

Больше. Я? Ты всегда первый начинает.

Плюс: Друзья, нам очень нужен Нуль, лучше помогите его найти!

Пятерка: Дети ищут, цифры ищут и вы, знаки, помогайте.

Меньше: Это я могу, в каждую щель пролезу, я же меньше.

Больше: Раз так, то и я помогу, на каждое дерево залезу, я же больше. (Больше и Меньше уходят в разные стороны.)

Сцена шестая

(Колесом выкатывается Шестёрка.)

Шестёрка: Раз… и девять, два… и шесть

Пятёрка (детям): Шестёрка — первоклассная гимнастка, готовится к выступлениям.

Плюс: Эй, Шестёрка!

Шестёрка: Привет! (Переворачивается.)

Плюс: Слушай, ты не видела солдатика?

Шестёрка: Нет, я все время тренируюсь и солдатика не видела. Твой брат Минус вроде недавно с кем-то проходил.

Плюс: А куда они шли?

Шестёрка: Вроде в сторону семёркиного дома. Ну, мне пора. (Кувыркаясь уходит.)

Лeнa: Тогда и нам надо к Семёрке.

Алёшка: Бежим. (Все уходят. Проезжает Нуль на самокате. Выходит Минус, прячется. Выходят дети, Пятерка и Плюс. Появляются Гуси-двойки, окружают героев.)

Минус (потирая руки). Попались! Стеречь и не выпускать. За это обещаю вам, что будете спокойно пастись во всех тетрадках первого класса «Б». Мне нравятся пропажи. (Уходит.)

Плюс: До чего же вредный Минус, просто ужас! Ничего, сейчас я из Двоек сумму сделаю. Два и два, да ещё два. (Гуси исчезают, появляется Шестёрка.)

Шестёрка: Почему меня от занятий отвлекаете? Через месяц я выступаю на разряд.

Пятёрка: Когда в стране беспорядок, двойки плодятся так быстро, как комары.

Шестёрка: Так вот в чем дело? Это всё из-за двоек! Спасибо тебе, Плюс, этих вредных гусей нельзя отпускать на волю. (Шестёрка уходит перекатом.)

Сцена седьмая

Сцена седьмая

(Появляется Семёрка).

Пятёрка: Семёрка!

Семёрка (тараторит): Гости дорогие! Прошу вас зайти в дом, проходите на террасу, садитесь, я сейчас мятный пунш принесу или апельсиновый фреш. О, нет, яблочный лимонад, точно ягодный смузи… Голова кругом пошла от напитков. Но я должна вас угостить!

Пятёрка: Сестрица, послушайте.

Семёрка: Послушайте, это лишнее! Я передумала: просто попьём чаю дома или на улице лучше?

Плюс: Да не надо, Семьпятниц, нам только выяснить, мы ненадолго…

Семёрка (кричит): Я передумала! Зачем это пить чай уж лучше тогда устроим пикник в саду около жасмина.

Лена: Понятно, почему её Семьпятниц называют.

Алёшка: Здесь мы ничего не узнаем, идём! Нам нужно продолжать поиски солдатика!

Лeнa: Все вокруг твердят, что именно Нуль похитил его.

Плюс: Странно, а зачем ему солдатик?

Пятёрка: Сдаётся мне, что Нуль не виноват?

Дети (хором): А кто виноват?

Финал

(Перед сценой проезжает Нуль на самокате.)

Пятёрка: Гляди-ка, Нуль! (Плюс бросается под колесо.)

Ноль: Плюс, ты с ума сошёл? (Протягивает руку и здоровается со всеми по очереди). Что-нибудь случилось?

Алёшка (Лене шёпотом): Нет, не похоже, что солдат у него.

Лeнa: Слишком спокоен.

Ноль: Что вы все так странно молчите?

Плюс (толкает локтем Пятёрку): Ну, давай, скажи ему.

Пятёрка: Нуль! Ходят непроверенные слухи, что ты аннулировал солдатика из задачи. Вот, дети - будущие ученики первого класса «Б» ищут его и очень расстраиваются.

Нуль: Кто говорит? Полная чушь! Я люблю аннулировать — но только то, что должно быть аннулировано. Тогда я это умножаю на нуль в учебнике для шестого класса.

Плюс: Как же я не сообразил сразу? Минус ведь Двоек пригнал, чтобы отвлечь нас от поисков.

Пятёрка: Так значит солдат у него!

Нуль: Вот дела, новый год на носу, учебный, конечно, а Минус хулиганить вздумал.

Алёшка: Тихо, вы слышите. (Маршем появляется Солдат, за ним Минус на верёвке.)

Солдат: Раз, два, левой, левой, раз, два, левой. На месте стой…

Минус: Раз, два.

Солдат: Докладываю, был взят в плен. Бежал. Взял заложника, веду его в штаб!

Пятёрка: Минус, ты вообще последнее время ведёшь себя недостойно!

Плюс: Ты стал отнимать что захочешь, у кого захочешь. Это же против правил!

Нуль: Безобразие! Чем ты думаешь?

Плюс: Тебе что положено отнимать?

Минус: Вычитаемое.

Плюс: А ты? Как ты себя повел? Против правил!

Минус: Но ведь вычитаемое в этой задаче — барабанщик. А у меня мечта маршировать научиться. Я думал…

Нуль: Что ты думал?

Минус: Я мечтал, мечтал попасть на парад…

Солдат: Настоящий солдат никогда не нарушит приказ!

Пятёрка: Минус, за такие поступки сажают в скучные книжки и превращают в Тире.

Нуль: Согласен! Его положительно надо превратить в Тире.

Минус: Я очень прошу, не надо! Плюсик, дорогой, помоги мне!

Плюс: А ты больше так не будешь? Иначе ты всему первому классу «Б» испортишь учёбу.

Минус: Конечно-конечно. Я же знаю, что так делать нельзя. Математика - наука точная со строгими правилами. Право, не знаю, что на меня нашло. Простите великодушно меня.

Солдат: Мне надо срочно вернуться! (Вбегает Единица.)

Единица: Наконец-то я вас нашла! Мне было так неловко. Я заподозрила, что солдатика забрал Нуль. А потом подумала и поняла: нет, он так никогда не поступит. Простите меня!

Нуль: Успокойся, Единица, пожмём друг другу руки. Нам ведь много придётся с тобой работать в паре.

Лeнa: Я поняла! Вы ведь вместе цифра десять!

Солдат: Пожалуйста, покажите мне, как вернуться в свою задачу.

Нуль: Возьми мой самокат и никуда с этой тропинки не сворачивай!

Солдат: Благодарю. (Отдаёт честь, уезжает.)

Пятёрка: Ребята, спасибо вам за помощь. Вы поняли? В стране Математики всегда должен быть строгий порядок! (Музыка. Выходят все участники. Поклон.)

Оксана Крамаренко,
педагог доп. образования,
ГБОУ Школа №218, г. Москва

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*