Игрушкапоиск
Хит-парад игрушек
Интернет-магазин

На Руси пословица недаром молвится

Речевой праздник-развлечение на фольклорной основе с инсценировкой.

Цель: повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу развития образной речи детей посредством На Руси пословица недаром молвитсяфольклора.

Задачи:

  • обобщать у детей знание пословиц;
  • развивать интерес к пословицам, потребность в их употреблении;
  • воспитывать любовь к речи, обращать внимание на её красоту, выразительность и точность;
  • вовлекать детей в совместную игровую, творческую деятельность.

Подготовительная работа: дети заучивают пословицы, го­товят инсценировку и костюмы к ней.

Ход праздника

(Звучит русская народная мелодия.)

Логопед: Добрый день! Мы приветствуем наших доро­гих детей, воспитателей и гостей. Собрались мы на речевой праздник. Много можно сказать о русском языке, но наша встреча сегодня посвящена пословицам. В этой коробочке необычные жетоны. (Достаёт и пока­зывает жетон в форме сердечка.) Их вы будете получать за смекалку, за знание пословиц. (Представление жюри и команд. Дети отвечают на вопросы логопеда и получают жетоны.)

Логопед: А вот и мои первые вопросы. Кто придумал пословицы? (Народ.) Когда появились пословицы и поговорки? (Давно, в стародавние времена.) Кто собирал и записывал пословицы и поговорки? (Учёные, поэты, писатели, люди, любившие, знавшие и изучавшие русский язык.) О чём говорят пословицы? (О добре и зле, об уме и глупос­ти, о правде и лжи, о труде и лени, о дружбе, о Родине, о жизни.) Почему вам нравятся пословицы? (Они умные, склад­ные, красивые.)

Логопед: Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин высоко ценил пословицы. Он говорил так: «Какой толк в каждой пословице нашей! Что за золото!» Пословицы – это настоящее богатство, оставленное нам в наследство народом. В них отражён большой опыт жиз­ни многих поколений. Они нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом.

Логопед: Давайте проверим, хорошо ли вы знаете рус­ские пословицы. Я прочитаю начало пословицы, а вы за­кончите её одним словом. (Вопросы задаются по очереди каждой команде. За ответы жюри раздает жетоны.)

Не спеши языком, торопись... (Делом.) Сначала подумай, потом... (Говори.) Сумел взять – умей... (Отдать.) Пилу точат, чтобы стала острее, а человека учат, чтобы стал... (Умнее.) О дереве судят по плодам, а о человеке по... (Делам.) Терпение и труд, всё... (Перетрут.)

Логопед: Теперь я буду читать только первую половину пословицы, её начало. А вы вспомните конец пословицы и доскажите её. (Дополнительное задание для капитанов.) Дружно не грузно... (А врозь – хоть брось.) Большой говорун... (Плохой помощник.) Кто зря сердит... (У того голова болит.) Едет Емеля... (Да ждать его неделю.)

Логопед: Молодцы! Вы отлично знаете пословицы. Но впереди ещё одно задание. Послушайте пару слов и скажите, в какой Речевой праздник-развлечение на фольклорной основепословице она встречается. («Составь пословицу по таблице».)

Семь – один. (Семеро одного не ждут.)

Плевать – напиться. (Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.)

Пчела – мёд. (Одна пчела много мёду не натаскает.)

Мерить – резать. (Семь раз отмерь – один отрежь.)

Логопед: Дополнительное задание для капитанов «Вспомни пословицу с этим словом». (Капитаны вспоминают пословицу с доставшимся словом и объясняют ее смысл.) Любишь. (Любишь кататься, люби и саночки возить.) Утро. (Утро вечера мудренее.)

Логопед: Отгадайте загадки!

То, без чего не вынешь рыбку из пруда. (Труд.)

У жадины его невозможно выпросить даже зимой. (Снег.)

Его всякое дело боится. (Мастер.)

Если оно вылетит – его уже не поймаешь. (Слово.)

Логопед: Послушайте историю и подберите к ней посло­вицу. Несла Жучка кость через мост. Глядь, а в воде её отражение. Пришло Жучке на ум, что в воде другая собака с костью. Она и выпустила свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, и своя ко дну пошла. Какая из двух пословиц подходит к этой истории? За двумя зайцами погонишься – ни одного не пойма­ешь. Собака помнит, кто её кормит. каждого ребёнка есть цифра 1 и 2. Дети поднимают цифру, соот­ветствующую выбранной пословице. Жюри подсчитывает количество правильных ответов в каждой команде.)

Логопед: Есть на свете маленькое село. Называется оно Пословицыно. (Звучит музыка «Во саду ли, в огороде...», дети-артисты занимают места в избе, садятся на лавочку около дома.) В селе Пословицыно живёт славный народ. У него без пословицы речь не молвится, как без углов дом не строится. Не любят они лентяев, смеются над ними, говорят: «Люди – хлеб убирать, а они – на солнышке лежать». (Сценка «Ленивица». Действующие лица: Матушка, Ульяна, её дочка, вторая девочка, сестра Ульяны, хор. Из терема выходят две девочки. Одна из них Ульяна. Она садится на завалинку, зевает, начинает дремать.)

2-я девочка: Проснулась Ульяна не поздно, не рано. До обеда проспала, да обедать стала. Наелась, поклонилась да опять повалилась.

Матушка (выглядывает из окна): Ульяна, сходи за во­дицей на речку!

Ульяна: Да лень мне, дрёма одолела.

2-я девочка: Вот лодырь! Кто ленив, тот и сонлив.

Матушка (из терема): Ульяна, иди киселя хлебать!

Ульяна (поднимаясь): Раз матушка велит – надо идти. Где моя большая ложка? Вез меня не начинайте! (Уходит в терем.)

Речевой праздник-развлечениеХор: Хорошо лентяю жить, совсем не о чем тужить.

Он избы не прибирает, как испечь калач не знает.

С зарей рано не встаёт, с косой в поле не идёт.

А уж как за стол идти, ложку знает где найти.

Ульяна (высовывается из окна): Ой-ой! Не надо про меня петь!

Все (хором): Хочешь есть калачи – не сиди на печи!

Логопед: Какие пословицы народ сказал Ульяне? Какие ещё пословицы вы ей скажите? (Ответы детей.)

Логопед: Вот так – весело и дружно – живёт народ в селе Пословицыно. Вам понравилось? (Ответы детей.) В селе люди всегда помогают друг другу.

Давайте проведём конкурс болельщиков! Пусть болель­щики каждой команды помогут ей победить в сегодняш­нем состязании! Болельщикам предлагается вспомнить как можно больше посло­виц с числами один, семь.

Логопед: Молодцы, ребята! Все вы дружны с пословица­ми и хорошо их знаете. Но давайте посмотрим, кто же спра­вился с заданиями лучше всех? (Дети подсчитывают жетоны. Жюри награждает детей, набравших в каждой команде большее количество жетонов. Затем жюри опреде­ляет командное первенство.)

Инна Щербакова, учитель-логопед МБДОУ Д/с №62, г. Новочеркасск

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*