"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2017
Кто в лесу живёт?
Цель: расширение и уточнение знаний детей о диких животных.
Образовательные задачи:
- закреплять и расширять знания детей о диких животных: особенностях их внешнего вида, повадках, питании, жилищах, детёнышах;
- знакомить с понятием «следопыт»;
- учить образовывать однокоренные слова суффиксальным способом;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- учить образовывать существительные с помощью суффиксов уменьшительно-ласкательного значения;
- активизировать словарь.
- учить рассуждать, соотносить признаки;
- учить искать различные варианты решения поставленной задачи;
- развивать память.
Предварительная работа: подготовка выставки с иллюстрациями и фигурками диких животных и их жилищ, создание мини-библиотеки по теме, чтение стихов, сказок и рассказов по теме, отгадывание загадок.
Материалы и оборудование: фонограмма «Песенка про следы», кукла би-ба-бо Маша, карточки с изображением следов животных, фотографии с дикими животными, дидактическая игра «Накорми животное», медали «Следопыт» по количеству детей.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришла гостья, которую вы все хорошо знаете. Послушайте песенку (Звучит песенка про следы из мультфильма «Маша и медведь».) Чья это песенка? Правильно, Маши. (Вносится игрушка Маша.)Воспитатель: Маша гуляла по лесу и видела множество следов. Она их зарисовала и принесла вам, чтобы вы помогли ей разобраться, чьи это следы. Как вы думаете, кто может оставить в лесу след?
Дети: Медведь, лиса, заяц.
Воспитатель: Правильно, а ещё кабан, рысь, лось, барсук, бобёр. Все эти животные живут в лесу и называются… Правильно, лесные или по-другому дикие. Среди них есть хищники. Вы знаете, кто такие хищники? (Ответы детей.) Это звери, которые для пропитания ловят других зверей, охотятся на них.
Воспитатель: А есть животные травоядные. Они питаются различными частями растений: листьями, ветками, корой, плодами, корнями. Давайте же попробуем сегодня стать следопытами и разобраться в следах диких животных.
Воспитатель: Кто такой следопыт? Это человек, который умеет «читать», то есть понимать следы животных. Знает, чьи это следы, куда они ведут, как двигалось животное. Хотите стать следопытами? Тогда каждому из вас я раздаю по карточке со следами животного, а вот здесь у меня на столе лежат фотографии разных животных. Внимательно рассмотрите свою карточку. Постарайтесь понять, какие лапы должны быть у животного, оставившего такой след. Обратите внимание на размер, форму, когти и другие признаки. Посмотрите, как расположены следы. Обратите внимание: у некоторых животных – копыта, а у других – мягкие лапы, у хищных животных в лапах прячутся когти, а травоядным когти не нужны. Постарайтесь найти фотографию подходящего животного. (Детям раздаются карточки со следами, сначала они их рассматривают, потом подходят вместе к столу и выбирают фото и садятся на место. Затем педагог подзывает каждого ребёнка и спрашивает: кого он выбрал? Почему? Какие особенности есть у следа? Подходит ли он животному?)
Воспитатель: Ребята, вы смогли угадать некоторых животных, но были и ошибки. Давайте попробуем ещё раз внимательно посмотреть на лапы зверей и подобрать правильный след. (При повторном выполнении задания в процессе выбора педагог направляет детей, помогает им правильно найти животного. Затем повторно проводится беседа, но более коротко и узко по особенностям. В конце обязательно называется относительное прилагательное: «У меня рысий след».)
Воспитатель: Быть следопытом непросто. Давайте немного отдохнём и под весёлую Машину песенку разомнёмся, выполним несколько упражнений. (Под песенку из мультфильма «Следы» проводится тематическая разминка «Звери».)
Воспитатель: Вернёмся к нашим следам. Как вы думаете, куда шли эти животные? Я думаю, они хотели попасть к себе домой, ведь там их наверняка ждут детки. Давайте вспомним, как называются жилища разных животных? Где живёт медведь? (Педагог перечисляет всех животных, дети называют жилища. Если дети не знают ответ, педагог называет и рассказывает особенности проживания того или иного животного, просит повторить название.)
Воспитатель: А теперь, давайте вспомним, как называются все члены семьи животных. Кто такие члены семьи? Это мама, папа и детёныш. (Дети с помощью педагога называют зверей, при этом указываются характерные особенности внешнего вида – цвет и длинна шерсти, размер ушей, лап, хвоста. При описании детёнышей педагог просит употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме.)
Воспитатель: Ребята, вы прекрасно знаете животных, живущих в наших лесах. Но мы ещё не проверили, знаете ли вы, чем они питаются? Наша Маша собрала на тарелочку различные угощения для животных. Я вам раздам вот такие прищепки с животными, вы должны подобрать им угощение. (Проводится дидактическая игра «Накорми животное», во время которой отрабатываются глаголы «охотится», «лакомится», «питается», «ест» и другие.)
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы и разобрались с вами, кто живёт в наших лесах. Давайте ещё раз назовём животных. Как называются звери-охотники? Как называются те, кто питается растениями? (Ответы детей.)
Воспитатель: Нашей Маше пора возвращаться домой. Давайте расскажем ей, какое задание вам понравилось больше всего? Какое было самым трудным? Что нового вы узнали? Как вы будете вести себя, когда пойдёте в лес? (Ответы детей.) Вы прекрасно справились со всеми заданиями, теперь вы можете считать себя настоящими следопытами и получаете от Маши почётный значок следопыта. (Выдаются медали.)
Наталья Проклова, учитель-логопед
МБДОУ Д/с №1, г.о. Власиха
Рекомендуем почитать
- Комментарии