Зима и наши представления о ней

Интегрированное психолого-логопедическое занятие с воспитанниками подготовительной группы.

Определяя направление воспитательно-педагогической работы, действующие на данный момент в нашей стране Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нового поколения особое внимание уделяют развитию личности ребёнка. Это личность, которая способна к рефлексивному управлению собственной деятельностью. Личность, которая может самостоятельно находить решения возникающих проблем. Личность, которая умеет ставить перед собой цели и в дальнейшем находить способы их достижения. Личность, у которой есть возможность к саморазвитию и самосовершенствованию. Личность, Зима и наши представления о нейкоторая обладает высоким духовным, нравственным и культурным уровнем развития. Личность, которая воспринимает каждого индивида как Личность.

Каждый педагог по-своему видит способы формирования и развития предъявленных личностных характеристик. Предлагаемый конспект интегрированного занятия – пример одного из многочисленных систематичных занятий психолого-логопедической направленности. Их цель – интеграция речевой, интеллектуально-познавательной, художественно-эстетической образовательной областей; а также более полное развитие группового сотрудничества и сплочённости.

Идея интегрированных занятий, проводимых двумя специалистами, появилась неслучайно. Порождение и развитие речи вне формирования и развития остальных высших психических функций невозможно, как и не возможен обратный процесс. Таким образом, преодолевается предметная разобщённость и слабая связь самостоятельных видов деятельности, что приводит к формированию у дошкольника целостной картины мира.

Формирование личности педагога и ребёнка происходит в результате совместной творческой деятельности, что сближает их, учит взаимодействию, взаимопомощи, способствует возникновению содержательного творческого общения.

Цель занятия: отработка зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений.

Задачи:

речевые

  • активизировать лексику по теме «Зима»;
  • упражнять использование простых распространённых и сложных предложений в ответах на вопросы логопеда;
  • учить употреблять в речи относительные прилагательные;
  • учить соотносить названия геометрической фигуры с её контуром;

развивающие

  • развивать умение концентрировать внимание на деталях;
  • развивать зрительную и тактильную память;

воспитательная

  • воспитывать любознательность, творческое воображение, навыки самоконтроля, организованность в работе.

Материалы и оборудование: демонстрационные карточки по теме «Зима» (Коноваленко В., Коноваленко С. Развитие связной речи. Фронтальные логопед. занятия по теме «Зима» для детей с ОНР. Карт. материал, изд-во Гном, 2004 г.); индивидуальные карточки с изображением геометрических фигур, «волшебный мешочек».

Интегрированное психолого-логопедическое занятиеХод занятия

Логопед: (Проводит организационный момент.) Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас здесь. Сегодня мы с вами поговорим о зиме… (На доске три картинки с изображением зимы.)

Логопед: Ребята, что изображено на картинках? Пожалуйста, дайте мне полный ответ. (Ответы детей.)

Психолог: Какое время года наступает после зимы? А что было до зимы? Что наступает после лета? Назовите по порядку все времена года. (Отработка пространственно-временных отношений.)

Логопед: Ребята, какие явления природы, какие птицы, животные, люди или сказочные герои, одежда или обувь относятся к зиме? Без чего мы не можем представить это время года? (Беседа с детьми для активизации лексики.)

Логопед: А давайте поиграем в слова? (Образование относительных прилагательных.) Ребята, если утром мороз, то мы говорим, что утро морозное. А если днём ветер, день какой? Если днём дождь, день какой?
Холод – …, солнце – …, начинается гроза – …

Психолог: Посмотрите, пожалуйста, на рисунки. Какие геометрические формы вы видите на этих рисунках? А какие вы ещё знаете геометрические фигуры? (Развитие зрительного восприятия и воображения.) Пофантазируйте, на что похожи эти фигуры?

Психолог: Ребята, сейчас каждый из вас будет выходить к доске и к моей геометрической фигуре – прямоугольнику – дорисовывать какую-то свою деталь, создавая картинку. (Тренируется развитие воображения, зрительной памяти и внимания. Остальные дети в этот момент сидят с закрытыми глазами с вытянутой вперёд правой ладошкой. Логопед на ней своим пальцем «рисует» геометрические фигуры, после чего дети называют их. А по команде «Откройте глазки» ребятам предлагается посмотреть на доску и сказать, что изменилось.)
(Развитие зрительного восприятия, пространственной ориентации: логопед вывешивает картинку зимней избушки на доску так, чтобы у детей была возможность сравнить изображённую художником зимнюю природу и рисунок, сделанный только что.)

Логопед: Давайте выясним, что располагается слева и справа от зимней избушки на нашем рисунке. На рисунке художника? Что ещё следует дорисовать на нашем рисунке, чтобы получился зимний пейзаж? С помощью каких геометрических фигур это можно сделать? (Ответы детей.)
(Развитие тактильной памяти: перед детьми выкладываются картонные геометрические фигуры, воспитанники ощупывают их, выясняют сходство и различие, потом убирают в волшебный мешочек.)

Психолог: А теперь по очереди каждый опускайте руку в наш волшебный мешочек и попытайтесь определить, какую геометрическую фигуру вы там нащупали.

Психолог: Ребята, назовите геометрические фигуры, которые мы сегодня вспоминали. (Ответы детей.)

Логопед: Назовите каждый по 3 слова, без которых мы не можем представить себе зиму. (Ответы детей.)

Психолог: Какие геометрические фигуры помогли нам представить зиму и её нарисовать? (Ответы детей.)

Логопед и психолог (вместе): Все молодцы! Спасибо!

Ольга Алфёрова, учитель-логопед, г.Москва

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*