Использование офтальмологических технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Слияние коррекционно-педагогического и лечебно-восстановительного процессов является особенностью, основным принципом работы специализированного образовательного учреждения.

На ранних этапах формирования зрительного анализатора важно понимание единых задач по восстановлению нарушенных функций в каждый период лечения. Достижения в области физиологии зрения, создали новое направление в лечении косоглазия и амблиопии на всех трёх этапах консервативного лечения с применением высоких технологий. Одной из эффективных технологий являются интерактивные компьютерные программы «Цветок», «Кодинг» и другие, которые применяются для увеличения скорости локализации объектов у дошкольников 5–7 лет с нарушением бинокулярного зрения.

Для того чтобы работа была успешной, необходимо знать, на каком этапе лечения находится каждый ребёнок.

1 этап. Плеоптическое лечение — направлено на повышение остроты зрения.
2 этап. Ортоптическое лечение — направлено на устранение косоглазия.
3 этап. Диплоптическое лечение — направлено на выработку у детей бинокулярного (стереоскопического) зрения.
Использование офтальмологических технологий
Для лечения в плеоптический период используются специальные медицинские аппараты, среди которых локализатор-корректор, макулотестер, «Иллюзион», специальные компьютерные программы и другие. Для того чтобы был успех лечения у детей надо нам, педагогам, их подготовить. Например: педагогические упражнения по подготовке детей к занятиям на локализаторе-корректоре.

Цель занятий: учить фиксировать амблиопичным глазом мелкие детали. Развивать зрительное внимание, запоминание. Учить правильно держать стержень аппарата, не допускать ошибок в программе лечения.

Задание: Педагог раздаёт детям материал в зависимости от остроты зрения. Объясняет им, что они должны, например, нанизывать бусы на леску, последовательно четыре цвета, а с гиперметропией нанизывать бисер двух цветов чёрного и белого.

Очень интересны задания на обводку рассматривания картинок через освещённый экран.
Упражнение «Выложи из злаков узор». Детям предлагается рассортировать на две тарелочки крашеный в два цвета рис или косточки двух фруктов. Дети могут выложить узор из злаков на подушечке зелёного цвета.

Упражнение «Рисование по клеткам». Можно предложить детям зарисовать в тетради в клетку одну строчку домиков, флажков, ёлочек. Такой вид работы разрешается детям с остротой зрения не ниже 0,4. В целях подготовки руки к письму дети рисуют фломастерами и закрашивают карандашами. Необходимо через 5-8 минут проводить зрительную гимнастику по снятию утомляемости у ребёнка.

Повышению остроты зрения способствуют сильные контрасты при формировании представлений о цвете. Составление орнамента: чёрные объекты на белом фоне, жёлтые на синем и т.п. Такие упражнения способствуют тренировке зрительных функций.

Для активизации зрения детей очень полезны упражнения с использованием электрифицированных игрушек (фонариков, лазерной указки, машинок с световыми сигналами, волшебный карандаш и так далее). «Проследи за огоньками (слева направо, справа налево)», «Найди огонек красного цвета» и так далее.

Систематически упражнять амблиопичный глаз в выделении формы, величины, цвета предметов и их изображений; т.е. заставлять его интенсивно работать, это будет способствовать повышению остроты зрения.

Переход к ортоптическому лечению осуществляется при разнице в остроте зрения обоих глаз после достижения амблиопичным глазом остроты зрения не менее 0,4. Угол косоглазия при этом может быть любым, наиболее приемлемым является угол 10–15 градусов. Используются медицинские аппараты: синоптофор, монобиноскоп и др.

Педагогические упражнения по подготовке детей к занятиям на синоптофоре.

Цель: формировать целостный образ, предполагающий слияние двух изображений с недостающими деталями в одно, в процессе восприятия силуэтных и контурных изображений. Учить овладевать счётными операциями, узнавать предмет в разных модальностях.
Сортеры
Упражнение «Посади цыпленка в яйцо». Педагог предлагает соединить эти пары в один образ и научить ребенка пользоваться словами: ближе, дальше, выше, ниже, правая и левая сторона.

Упражнение «Соедини кошечку с ушками, кошечку с хвостиком». Педагог предлагает соединить две картинки с изображением недостающих деталей чайника (кошечки, ёлочки, ракеты, звёздочки и т.д.).

Упражнение «Узнай на «зашумлённых» рисунках кто попался в сеть». Назвать все предметы, изображённые контуром. Зрительный гнозис — из нескольких слившихся контуров обвести фломастером один. Подбобрать к силуэтному изображению цветную пару. Подобрать пару, например: «два изображения животных в разных позах, и рассказать чем эти изображения отличаются».

Упражнение «Накладывание изображений одно на другое». Например, на листе бумаги нарисованы контурные изображения фруктов. Ребёнку дают вырезанные из цветной или чёрной бумаги такие же изображения. Дети должны точно наложить их на нарисованные изображения. Очень полезно в этот период лечения использовать все настольно-печатные и развивающие игры, основанные на принципе заполнения отверстий, прорезей, игры по типу «пазл».

Необходимо проводить игры и упражнения, развивающие глазодвигательные функции у детей. «Прокати мяч в воротики», «Проследи за движением флажка, ленты, фонарика, цветка», «Набрось кольцо».

На III этапе лечения — в период выработки у детей бинокулярного (стереоскопического) зрения очень полезно упражнять детей в рассматривании сюжетных рисунков с 2-х и 3-х плановой перспективой; учить детей определять, что ближе, что дальше. Для развития стереоскопического зрения используются: бинокли, калейдоскопы и специальные картинки со стереоизображением.

Результаты аппаратного лечения по восстановлению у детей бинокулярного зрения хорошо закрепляются в настольно-печатных играх: футбол, хоккей, бильярд, колпачки, а также в играх с конструктором и строительным материалом, в которых детей учат анализировать формы и величины деталей, их пространственное расположение, степень их удалённости от себя, расстояние между ними.

Таким образом, в заключение хочется сказать: для лечения детей с нарушением зрения врачи-офтальмологи используют специальные медицинские аппараты, а педагоги повышают эффективность занятий, используя пособия на основе офтальмологических технологий. Задания в игровой форме нравятся детям, что существенно повышает мотивацию к выполнению трудной работы для них — лечение на специальных медицинских аппаратах. Коррекционно-педагогические упражнения сокращают сроки лечения, повышают уровень зрительного восприятия и наглядно-образного мышления, развивают зрительно-моторную координацию, вырабатывают навыки быстрого произвольного переключения внимания, что является основой готовности ребенка к школе и их выздоровление. Залогом этого является совместная работа педагогов с медиками.

Татьяна Чичигина, учитель-дефектолог (тифлопедагог)
ГБОУ Школа №1236, ДО №1446

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*