Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана

Народное декоративно-прикладное искусство БашкортостанаПрикладное занятие

Цель: знакомство с элементами башкирского орнамента.

Задачи:

  • развивать художественный вкус, творчество, фантазию;
  • воспитывать чувство гордости за свой край, свою родину;
  • воспитывать уважение к труду народных умельцев.

Материалы и оборудование: предметы быта башкирского народа, украшенные орнаментом, таблицы с изображением элементов орнамента, альбом «Башкирские узоры», мелодии, куклы в русском и башкирском костюмах, заготовки прихватки, лоскуты ткани, атласные ленты, декоративная тесьма, нитки, иглы, ножницы, портновский мел, швейная машина, утюг, карандаш, линейка.

Ход занятия

Педагог: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Все вместе мы отправимся в мир искусства, в мир красоты и творчества народных умельцев нашего края. (Звучит башкирская мелодия, исполняемая на курае.) Скажите, ребята, звук какого музыкального инструмента вы услышали? Какому народу принадлежит этот инструмент с дивным звучанием? (Ответы детей.)

Педагог: Да, курай – это народный музыкальный инструмент башкирского народа. Сколько прекрасных мелодий можно исполнить на курае, настоящие музыкальные узоры. Но мы сегодня будем говорить о других узорах, узорах, создаваемых руками народных мастеров. Башкирское искусство зарождалось в глубокой древности и развивалось под влиянием дружбы с другими народами, особенно русским. Уже более 450 лет башкирский народ живёт и трудится в единстве и согласии с русским народом.

Педагог: Раньше башкиры жили в юртах – тирмэ. Делали их из войлока и украшали орнаментом.
А вот какую одежду носили башкирские женщины. Это елэн – женская верхняя одежда. Расскажите, какой на ней узор? (Ответы детей.) Многие изделия башкирских мастеров известны во всём мире и даже были награждены золотой медалью на выставке в Германии. В наши дома они приносят красоту и радость. У кого из вас дома есть такая посуда? У кого дома есть пиалы, украшенные башкирским узором? Давайте посмотрим танец с пиалами в исполнении девочек. (Группа девочек иКукласполняет танец с пиалами.)

Педагог: Украшая свои изделия, башкирский народ рассказывал элементами орнамента о своей жизни, о природе, традициях. Мусульманская религия запрещала рисовать живые существа, поэтому в орнаментах использовали различные символы природы. В башкирском орнаменте существуют разные группы символов. (Педагог показывает по таблице.) Кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав. Позднее появились различные виды кускара: спиралевидные завитки, S-образные завитки. И ещё один мотив в башкирском орнаменте – это ромб – символ земли и плодородия. А также разные виды этого элемента.

Педагог: Скажите, ребята, какие цвета используются в башкирском орнаменте? Фон изделий чаще всего красный, чёрный. Узор состоит из красного, жёлтого, чёрного, зелёного цветов. Эта цвета земли и солнца. Реже цвет бывает синим, голубым, оранжевым.

Педагог: Сегодня, ребята, вы сможете почувствовать себя мастерами башкирской росписи. На столах у вас лежат заготовки прихваток, которые вы и будете украшать. Давайте подумаем, как можно украсить прихватку? Какие элементы башкирского орнамента можно использовать для украшения? Какой будет узор, и где он будет располагаться? (Дети озвучивают свои мысли, задумки).

Педагог (озвучивает пошаговую инструкцию): Нарисуйте на листе бумаги и вырежьте элементы башкирского орнамента, которыми вы будете украшать прихватку. Обведите получившийся шаблон узора на ткани и аккуратно вырежьте. Наметьте на заготовке прихватки месторасположение узора. Наметайте элементы узора на заготовку прихватки, а затем пришейте их по краю. Удалите намёточные стежки. Отутюжьте заготовку прихватки с настроченным узором. У вас на столах лежат лоскуты плотной толстой ткани. Обведите на ней заготовку прихватки и вырежьте. Это будет нижняя деталь прихватки, которая защитит вас от ожога, когда вы будете брать горячие предметы. Наметайте украшенную узором заготовку прихватки на заготовку из плотной ткани. Обработайте срезы прихватки по своему желанию: косой бейкой, атласной лентой, ажурной тесьмой, отделочной строчкой «через край». Сделайте и пришейте петельку, чтобы прихватку было удобно вешать на кухне. Отутюжьте готовую прихватку. (Дети работают самостоятельно, по окончанию демонстрируют работы.)

Педагог: Как видите, ребята, изделия, украшенные башкирским орнаментом – это настоящие произведения народного искусства, которые говорят о великом таланте башкирского народа, его нескончаемой любви к Родине.

Мария Спевак, педагог доп. образования, МОБУ ДО ДДТ «Радуга»
с.Большой Куганак, респ. Башкортостан

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*