Сказки с движениями

Нетрадиционное средство облегчения периода адаптации к детскому саду для детей раннего возраста.

Очень часто воспитателям приходится в своей практике сталкиваться с ситуацией, когда в процессе занятия остаётся только пять минуток времени на проведение пальчиковой игры, самомассажа и каких-то других небольших, но важных упражнений. Работая с малышами-адаптационниками (1,5-3 года), я решила использовать это время с максимальной пользой.
Сказки
1. Занимаюсь пальчиковой гимнастикой с целью развития моторики и активизации речевого центра, так как сотрудниками Института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
2. Создаю атмосферу эмоционального комфорта через воспроизведение знакомых произведений (в данном случае сказок), сопровождающихся интересными действиями и движениями кистей и пальцев рук в группе детей раннего возраста (это способствует облегчению периода адаптации у малышей в детском саду).

Для проведения такого полезного занятия достаточно начать рассказывать детям сказку. Чтобы не только увлечь малышей, но и немного угомонить ребятишек, я позволяю им при этом подвигаться-пошебуршиться, активизируя двигательные, тактильные центры, стабилизируя эмоциональное состояние (снижается тревожность, уменьшается обеспокоенность у адаптационников), развивая внимание и память. Стараюсь обеспечивать детям всё то, что так важно для развития ребятишек в раннем возрасте, а особенно в период адаптации, когда всё вокруг ребёнка кажется ему чужим, незнакомым, пугающим. В этом случае знакомая сказка, не один раз рассказаная мамой, успокоит кроху. А совместные с воспитателем движения, которыми сопровождается рассказ, отвлекут малыша от проблем, связанных с новым местом пребывания.

Использование таких «сказок с движениями», как показала практика работы с детьми раннего возраста в моём дошкольном учреждении, даёт быстрый положительный результат. Дети, играющие в группе в «сказки с движениями», не только стремятся к речевой деятельности, успешнее справляются с заданиями на мелкую моторику, раньше начинают говорить и чище произносят звуки и слова, но и:

  • охотнее идут в группу утром,
  • быстрее успокаиваются после расставания с родителями,
  • легче включаются в совместную деятельность с педагогом,
  • меньше испытывают негативных эмоций и переживаний в течение дня.

То есть проходят адаптационный период с минимальным ущербом для физического и психического здоровья, что и является в моей работе главным.

Поставив перед собой цель – оптимизировать адаптационный период у детей раннего возраста, я отобрала максимально простые сказки, включающие в себя минимальное количество героев, повторяющиеся фразы персонажей в сказке, которые позволят легко запомнить последовательность движений и запомнить алгоритм их выполнения.

К таким произведениям можно отнести сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок».

Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, я использую эти сказки как в группах детей с 1,5 до 2-х лет, так и в группах с 2-х до 3-х лет, сопровождая их упрощением/усложнением движений и количеством произносимых фраз каждым героем.

В рамках этой статьи я предлагаю познакомиться с самой простой и легко имитируемой сказкой «Курочка Ряба», так как эта сказка:

  • короткая, не занимает большого количества времени при рассказывании и показывании, что позволяет неоднократно её повторять (до 2-3 раз за один период работы со сказкой),
  • простая для восприятия детьми и понимания её смысла,
  • легко имитируется из-за простоты сюжета и небольшого количества персонажей,
  • позволяет сопровождать её рассказывание активными повторяющимися движениями согласно действиям героев, например, «дед бил, бил, не разбил; баба била, била, не разбила».

Итак, рассказывание-показывание-проигрывание сказки «Курочка Ряба».

Сказки с движениями
Жили-были дед с усами (показываем усы у деда) и с бородой (показываем бороду у деда).
И баба в платочке (имитируем завязанный платочек).
И была у них курочка Ряба (показываем курочку, имитируя движения крыльев).
Снесла как-то раз курочка яичко (показываем яичко), да не простое, а золотое (продолжаем показывать яичко из ладошек и как будто им любуемся).
Решили дед и баба яичко пожарить. Дед яичко бил-бил (стучим яичком по одной ладошке), да не разбил (разводим руки в стороны).
Баба яичко била-била (стучим яичком по другой ладошке), да не разбила (разводим руки в стороны).
Положили они яичко на подоконник (ладони разворачиваем вверх).
Тут мышка побежала, да хвостиком махнула (рукой изображаем движение хвоста мышки).
Яичко покатилось (катим яичко по ножкам вниз), упало и разбилось (хлопаем ладошкой по полу, имитируя падение яичка).
Дед плачет (закрываем лицо руками), баба плачет (показываем слезки на лице бабы).
А курочка кудахчет (опять имитируем движения крыльев курочки Рябы): «Не плачь, дед. Не плачь, баба. Я снесу вам новое яичко (показываем ладошками яичко), да не золотое, а простое». Заканчиваем сказку аплодисментами.

Ирина Заговорич, педагог-психолог МБДОУ Д/с № 76, г.Сыктывкар

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*