По дороге к школе

Совместный с родителями речевой проект в подготовительной к школе группе.

Существуют определённые целевые ориентиры для детей на этапе завершения дошкольного образования в речевом развитии. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для их выражения, для построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, По дороге к школескладываются предпосылки грамотности.

Плохое владение звуковым анализом в школе приводит к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, недописывание слов, то есть к ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание. Но такого рода ошибки преодолеваются с большим трудом, от них страдают даже ученики старших классов. Таким образом, первый камешек в фундамент грамотного письма и чтения закладывается ещё в дошкольном детстве.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе учителя-логопеда, педагогов группы и родителей детей, посещающих группу компенсирующей направленности. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Поэтому педагогам важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка.

Значимая для родителей проблема, на решение которой направлен проект: в совместной игровой деятельности подготовить своих детей к успешному обучению в школе.

Цель:

  • формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, восприятия слоговой структуры, развитие фонематического восприятия);
  • овладение элементами грамоты;
  • развитие мелкой моторики;
  • осуществление взаимодействия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.

Задачи:

  • развивать фонематическое восприятие, слух, закреплять навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа;
  • закреплять знания о буквах, вырабатывать навыки составления и чтения слогов, слов;
  • проводить профилактическую работу по предупреждению ошибок чтения и письма;
  • развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность;
  • повышать заинтересованность родителей в результате коррекционно-развивающей деятельности с детьми;
  • повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе, в профилактике дисграфии и дислексии;
  • развивать психические процессы у детей: зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, мышление;
  • формировать мелкую моторику;
  • пополнять развивающую предметно-пространственную образовательную среду.
Совместный с родителями речевой проект

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

  • Определение целей и задач проекта.
  • Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
  • Подбор логопедических игр.
  • Составление картотеки игр с использованием нестандартного оборудования.
  • Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми (буклеты).

Основной этап

  • Проведение коррекционно-развивающей деятельности.
  • Проведение логопедических игр, разучивание стихотворений, потешек, отгадывание загадок, работа по формированию мелкой моторики.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Консультация для воспитателей.
  • Мастер-класс «Использование нестандартного оборудования в коррекции речевых нарушений».
  • Выступление на родительском собрании «Подготовка к школьному обучению».
  • Книжки-малышки «Моя любимая буква».
  • Индивидуальные консультации с учителем-логопедом. Родители, воспитатели.

Заключительный этап

  • Обобщающее игровое итоговое занятие.
  • Диагностирование детей, обработка результатов диагностики. Соотношение целей и результатов проекта.
  • Подготовка презентации о проделанной работе.

По результатам проделанной работы вы сможете сделать следующие выводы.

Дети должны овладеть первоначальными навыками правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа; получить знания о буквах, приобрести навыки чтения; повысить коммуникативные, творческие способности; расширить и активизировать словарный запас, связную речь.

Дети должны научиться выделять звук на фоне слова, определять позицию звука в слове, находить слова на заданный звук. Большинство детей овладевают навыком анализа и синтеза слогов и слов, знакомятся с буквами, овладели послоговым чтением, учатся выполнять звукобуквенный анализ слогов, слов.

У родителей повышается психологическая готовность и компетентность в понимании своего ребёнка, видении и развитии его талантов, преодолении возможных трудностей при подготовке к школе. Многие родители проявляют себя как активные, заинтересованные партнёры своих детей, помогая им выполнять задания учителя-логопеда.

Наши педагоги накопили теоретический и практический опыт работы в изучении букв родного языка; овладели методикой проведения игр и упражнений с использованием нестандартного оборудования; повысили уровень профессиональной компетентности.

Таким образом, только комплексное воздействие на ребёнка может дать успешную динамику речевого развития. Результаты работы показывают, что организация совместной деятельности взрослого с детьми при изучении букв через систему специально подобранных разнообразных игр, упражнений, через создание специфической развивающей предметно-пространственной образовательной среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников привела к улучшению показателей развития звукобуквенного анализа и синтеза у детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Марина Земляченко, учитель-логопед,

Людмила Ильина, воспитатель,

Александра Беседина, воспитатель,

МБДОУ Д/с №85, г. Белгород

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*