Семья в жизни ребёнка

Тренинг для родителей с практическими советами и демонстрацией разных методик.

Цель: психолого-педагогическое просвещение и психологическое сопровождение семей.

Задачи:

  • демонстрировать родителям влияние формы общения с ребёнком в семье на его развитие, воспитание;
  • знакомить родителей с приёмами более эффективного общения с детьми;
  • формировать и развивать навыки рефлексии взаимоотношений родителей с ребёнком.
Семья в жизни ребёнка

Ход тренинга

(Участники тренинга располагаются по кругу.)

Знакомство – приветствие

Цель: способствовать установлению контакта между родителями; формированию у них положительного настроя.

Каждый участник представляется и кратко рассказывает о себе.

Обсуждение в кругу «Общение – это…»

Цель: создать атмосферу общности; дать участникам возможность поделиться опытом семейного общения; подвести к анализу этого опыта, путем наводящих вопросов.

Как вы думаете, что такое общение в целом? Насколько важно общение для ребёнка? Как вы общаетесь с ребёнком дома, в семье? А какие трудности у вас возникают в общении?

Участники отвечают на вопросы и обмениваются опытом взаимоотношений со своими детьми дома. Ведущий, обобщая высказывания, делает вывод. Общение –сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании друг друга.

Мини-лекция

Цель: показать важность общения родителей со своим малышом и влияние формы и стиля общения в семье на успешность ребёнка в будущем.

Современные исследования показывают, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно и бессознательно запечатлевается в психике ребёнка в дошкольном возрасте.

Стили общения взрослого с ребёнком бывают:

- Авторитарный (я выше, лучше, сильнее, старше, умнее, а ты хуже, ниже, слабее, глупее и я знаю, что лучше для тебя).

- Либерально-попустительский (мне всё равно, делай что хочешь).

- Демократичный или «Личностно центрированный» (мы на равных, то есть, в центре внимания личность того человека, с которым сейчас общаешься).

«Проблемные», непослушные», «гиперактивные», «агрессивные» дети, так же как дети «неуверенные», «тревожные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Родителям, также стоит помнить о том, что тёплые, партнёрские отношения мамы и папы – это залог эмоционального благополучия ребёнка и важнейшее условие его развития. Очень важно, чтобы в семье каждый мог слушать и слышать другого, уметь искренне выражать свои чувства и эмоции, разрешать конфликты и уважать достоинство другого.

Обсуждение в кругу «Безусловная любовь…»

Цель: рассказывать о способах выражения безусловной любви к своему ребёнку, способах принятия его; учить правильно выражать недовольство ребёнком, не задевая его чувств.

В первую очередь, нужно принять своего ребёнка полностью, таким какой он есть, со всеми его послушаниями и капризами, «хорошими» и «плохими» чертами характера, и не забывать говорить ему про то, как вы его любите. С ребёнком важно и нужно говорить на равных, тогда и он будет стремиться к общению.

Нам в этом случае очень нравятся советы профессора Московского университета Юлии Борисовны Гиппенрейтер в её книге «Общаться с ребёнком. Как?». Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка от 8 раза в день, и это только для выживания и хорошего самочувствия, а для развития его как личности, будущего гения, и просто хорошего человека… посчитайте сами!

Упражнение «Я – высказывание»

Цель: знакомить родителей с «Я-высказыванием» как эффектным способом выражения своих чувств, особенно негативных.

Модель «Я-высказывание» известна ещё и как «Я-сообщение». Вы говорите о своих чувствах ребёнку, говорите от первого лица о своих чувствах, а не о нём, не о его поведении. Эти предложения содержат личные местоимения: я, мне, меня.

Схема «Я-высказывания»:

- сообщаем о своем чувстве от первого лица (я расстраиваюсь…);

- говорим о причине негативного чувства, в обобщенной форме (когда дети не убирают за собой игрушки после игры…);

- говорим о своём желании, пожелании, действии для ребёнка (я бы хотела, чтобы после игры ты убирал все игрушки на своё место).

Каждому родителю предлагается ситуация с ребёнком – необходимо высказать свои эмоции и пожелания ребёнку от своего имени, используя «Я-высказывание».

Упражнение «Чтение сказки»

Цель: демонстрировать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребёнком.

Трём участникам предлагаются детские книжки со сказками, первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй – лицом к родителям, но не отрывая взгляда от текста, а третий – рассказывает эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст.

После прочтения предлагается ответить на вопросы. Что вы чувствовали, когда к вам сидели спиной? А когда совсем не смотрели на вас? Каков вывод, как лучше преподносить художественную литературу ребёнку?

Упражнение «Вы описываете, ребёнок сам себя оценивает»

Цель: знакомить родителей со способами поддержки ребёнка через похвалу.

Есть замечательный способ похвалить ребёнка безоценочно: «Вы описываете, ребёнок сам себя оценивает». Представим, ваш ребёнок принёс домой из детского сада листок, на котором что-то «нарисовано» и спрашивает вас: «Красиво?». Можно ответить автоматически: «Да, очень красиво, молодец». Но лучше опишите то, что видите: «Ты нарисовал вот здесь дом…из трубы идёт дым…тут интересные завитушки…внизу что-то синее…». Тогда ваш ребёнок с радостью подтвердит, что именно это он нарисовал, а ещё подхватит и расскажет что-то ещё. Теперь ребёнок свободен взглянуть на себя со стороны и сам оценит свою работу.

Игра «Мой идеальный ребёнок»

Цель: помогать родителям видеть своего ребёнка через призму положительного взгляда и сосредоточиться на зоне ближайшего развития ребёнка.

Родителям нужно от третьего лица рассказать о своём ребёнке в положительном ключе, а нежелательные (по мнению родителей) качества ребёнка перевести по ходу рассказа в положительные, также можно назвать качества, которых пока ещё нет у ребёнка, но они обязательно сформируются.

Рефлексия

Цель: подвести итоги собрания-практикума.

Давайте обобщим всё сказанное и вместе резюмируем приёмы общения с ребёнком в семье. Передавая мячик, расскажите о своих впечатлениях и чувствах, возникших в течении собрания, как вы себя чувствовали в начале, в процессе, и постарайтесь проанализировать причину возникновения этих чувств.

Ирина Бабина, педагог-психолог МБДОУ Д/с № 46 г. Салават

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*