Игрушкапоиск
Хит-парад игрушек
Интернет-магазин

Путешествие с Буратино

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе.

Цель: активизировать знания детей по элементам фонетики и синтаксиса.

  • закреплять понятия: гласный звук, согласный твёрдый/мягкий звук; закреплять понятие – слово, закреплять знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях; упражнять в делении слов на слоги;
  • закреплять понятия – предложение, «маленькое слово» (предлог); учить составлять предложения с использованием предлогов и Путешествие с Буратиновыкладывать схемы предложений;
  • продолжать учить детей звукобуквенному разбору слов, подбирать слова к заданной звуковой схеме; повторять буквы;
  • развивать связную речь, общую и мелкую моторику, внимание, память, мышление.

Материалы к занятию: Кукла Буратино, гномики Звуковички, картинки-«подарки» для Звуковичков (1-й звук – гласный, 2-й – согласный, твёрдый, мягкий), предметные картинки для индивидуальных заданий, конверты с буквами, звуковые схемы.

Ход занятия

Логопед: Здравствуйте, ребята. Вы стали уже совсем взрослыми. Совсем скоро пойдёте в школу. Сегодня к нам пришёл гость, это Буратино. Давайте с ним поздороваемся.

Дети: Здравствуй, Буратино!

Логопед: Он ничего не знает и нам нужно будет помочь ему справиться со всеми заданиями, которые будут встречаться на его пути. Поможем?

Дети: Да.

Логопед: Отправляясь в путь, соберём вещи в портфель. (Выполняется пальчиковое упражнение «Портфель».)
Семь вещей у нас в портфеле:
Есть альбом, и есть тетрадь,
Ручка есть, чтобы писать.
И резинка, чтобы пятна
Убирала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И Букварь – помощник наш.

Логопед: Ну, что ж, отправляемся в путь и первая станция «Звуки». Здесь живут наши знакомые гномики Звуковички – Том, Тим и Ау. Давайте расскажем Буратино, что мы знаем о звуках. Какие бывают звуки?

Дети: Гласные и согласные.

Логопед: Какие бывают согласные?

Дети: Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Логопед: Какие звуки бывают только твёрдые?

Дети: Ж, Ш, Ц.

Логопед: Только мягкие?

Дети: Й, Щ, Ч.

Логопед: Буратино приготовил Звуковичкам подарки, но не знает, кому что подарить. Покажите картинки, которые вы подарите красному гномику Ау…. Зелёному гномику… Синему гномику… (Дети определяют подарки по первому звуку.)

Конспект занятия по обучению грамотеЛогопед: Вы помогли Буратино подарить подарки, молодцы! Садимся на места.

Дети: Мы пошли, пошли, пошли.
На места свои пришли.
Спинки распрямили,
Ручки положили.

Логопед: Послушайте стихотворение:
Солнце село за селом,
Спят синицы, сойки спят.
Спит в реке усталый сом,
Спят и лес, и степь, и сад.
Какие звуки вы чаще всего слышали в этом стихотворении?

Дети: [С], [СЬ].

Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Где спрятался звук?». Определите место звуков [С], [СЬ] в словах: САНКИ, СОМ, ЛЕС, КОСА, СЕЛО, КОЛЯСКА, АНАНАС, АВТОБУС, ЛЕСОК, ПАЛАС, КАСТРЮЛЯ, НОС, НОСКИ, ОСА.

Логопед: Выложите звуковую схему слов: КУСТ, ЛИСТ. (Выполняется проверка заданий.)

Логопед: Ну что ж, вы помогли Буратино справиться с заданиями. Мы приближаемся к следующей станции, название которой вы узнаете, если отгадаете загадку:
Оно может быть тихим, а может быть громким,
Оно может быть ласковым, может быть грубым.
Оно может обидеть и рассмешить.
Его можно сказать, а можно взять, написать.

Дети: Слово.

Логопед: Правильно, мы прибыли на станцию «Слово». На столах у вас картинки, используя их, назовите:
Слова-предметы…., слова-действия…, слова-признаки…
Слова бывают короткими и длинными. На что мы делим слова?

Дети: На части, на слоги.

Логопед: Как мы измеряем слово?

Дети: Хлопками.

Логопед: Поделим слова на слоги, используя ваши картинки. (Используется 5-6 картинок выборочно.)

Логопед: Как можно ещё определить, сколько слогов в слове? Продолжите за мной фразу. «Сколько в слове гласных,…

Дети: Столько и слогов.

Логопед: Ребята, а что можно составить из слов?

Дети: Предложение.

Логопед: Вот мы прибыли на станцию «Предложение». Часто в предложениях встречаются маленькие слова – помощники. (Выставляются схемы предлогов, дети называют их.)

Логопед: Составьте предложение О БЕЛКЕ, используя слова-помощники. (Дети составляют предложения и выкладывают схемы, проводится анализ.)

Логопед: Вспомните основные правила построения и написания предложения.

Дети: 1-е слово с большой буквы, слова пишутся раздельно, в конце ставится точка.

Логопед: Давайте немного отдохнём и вместе с Буратино сделаем зарядку.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группеБуратино каждый день делает зарядку.
Очень нравится ему делать по порядку.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик,
Раз – сюда, два – сюда, повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали, руки кверху мы подняли,
Раз – присели, два привстали, на носочках побежали.
Раз – два, раз – два, отправляться в путь пора.

Логопед: Наконец, мы прибыли на станцию «Букв». Мы уже знаем буквы. Какие буквы у нас не обозначают звуков?

Дети: Ь, Ъ.

Логопед: Какие буквы обозначают два звука?

Дети: Я, Ю, Е, Ё. (Далее дети выполняют задания, на заранее подготовленном демонстрационном материале.)

Логопед: Из всех знаков у вас на листике выберите и обведите только буквы русского языка.
А 8 Р N И V 2 P Z Д….

Логопед: Вставьте правильную букву: Ж-Ш, Л-Р
лу…и па…ка
ка…а ка…та

Логопед: Буратино написал слова. Прочтите и найдите ошибки: лужы, чяшка, щюка, чюдо. Какое правило забыл Буратино? (Ответы детей.)

Логопед: Ребята посмотрите, и подумайте, какое слово подходит к звуковой схеме? (3 слова и 2 звуковые схемы.)

Логопед: Давайте поможем Буратино разгадать слово по 1-м буквам: улитка, черепаха, енот, носки, иголка, кровать.

Дети: Получается слово «ученик».

Логопед: Буратино нам принёс конверт «Школьные слова». В конверте карточки с буквами и над ними цифра. Вам нужно выкладывать цифры по порядку и читать получившееся слово. (Слова: альбом, портфель, краски, ластик, ручка.)

Логопед: Как назвать все эти предметы одним словом?

Дети: Школьные принадлежности.

Логопед: Составьте предложения с этими словами. (Дети составляют предложения.)

Логопед: Ребята, давайте вспомним, что мы с вами сегодня делали. Что вам больше всего понравилось? А что было сложным для вас? (Ответы детей.)

Логопед: Буратино благодарен вам за то, что вы помогли выполнить ему все задания. И теперь он, как и вы, пойдёт осенью в школу.

Виорика Хайдарлы, учитель-логопед МДОУ д/с №7
городской округ Орехово-Зуево Московской области

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*