"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2015
Весь секрет в пальчиках
Тренировка тонких движений пальцев рук детей младшего возраста как профилактика и преодоление нарушений речи.У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы. Примерный ход развития речи известен, он таков: сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Тренировка пальцев рук на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей. Чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи.

- мозаику, коробочки для собирания камешков;
- пирамидки, наборы колец различной величины для нанизывания их на стержень;
- цветные клубочки ниток для перематывания;
- пособия по застегиванию пуговиц различной величины;
- наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавания предметов на ощупь);
- наборы верёвочек различной величины;
- «пальчиковый» театр;
- игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек.
Основные виды работы с малышами в тренировке движений пальцев рук
«Пальчиковые игры» — очень эмоциональные, увлекательные, способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Если ребёнок усвоит одну какую-нибудь «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других рифмовок, песенок и рассказов. Дети от года до двух лет воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Дети трёх лет осваивают уже игры, которые производятся двумя руками, скажем, одна рука делает домик, а другая – кошку, вбегающую в этот домик. Четырёх-пятилетние дошкольники предпочитают игры со множеством событий. Ну а старшие ребята, как правило, оформляют игры реквизитом – мелкими предметами.
Одними из интереснейших, любимых и доступных ребёнку младшего возраста пальчиковых игр являются: «Сорока-белобока», «Сидит белка», «Этот пальчик…», «Где ты был?». Для среднего возраста: «Где живёт сапожник», «Как дела?».
Чтобы сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной и результативной необходимо выделять время в занятиях. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику стоя примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям (речь становится более чёткой, а наличие рифмы положительно влияет

Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физминутке играет положительную роль:
- регулярно стимулирует действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
- совершенствует внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью;
- облегчает усвоение навыков письма будущим школьникам.
Нетрадиционные виды работы с малышами в тренировке движений пальцев рук
«Цветные прищепки». Пристегнуть прищепку на кружочек того же цвета, вырезанный из картона.
«Всё, что под рукой». Игра проводится с любым подручным материалом. Помогает развивать глазомер, мелкую моторику. Учит детей упорядочивать и сопоставлять предметы и явления. Благодаря подобным упражнениям развиваются тактильные ощущения, тренируются память и воображение. Примеры её проведения:
1. «Волчок» — запускать пальцами волчки;
2. «Красивые бусы» — нанизывать на нитку крупные бусины;
3. «Катушечка» — наматывать цветной шнурок на катушку;
4. «Сортировка» — из общей коробки разложить по баночкам пуговички определённых цветов;
5. «Ох, посыпался горох!» — искать спрятанную в тазике с крупой мелкую игрушку;
6. «Волшебный мешочек» — определить, что спрятано в мешочке (клубочек пряжи, ключ);
7. «Платочек» — разглаживать скомканный листа бумаги всеми пальцами обеих рук (кулачками, с закрытыми глазами).
В своей работе с малышами можно использовать крышки от пластмассовых бутылок. Столько идей, не требующих финансовых затрат!
«Бассейн с хорошим настроением». Помогает детям сбросить негативные эмоции, обрести хорошее настроение. Малыши копаются в крышках, как бы «моют руки». Крышки в свою очередь прикасаются к разным точкам на ладошках ребят и оказывают тем самым положительный результат.

«Сюрприз». В бассейне из крышек спрятать маленькую игрушечку и попросить ребёнка на ощупь найти её. Можно проводить игры на развитие мелкой моторики закрепление цвета. Из множества крышек ребёнок должен отложить только те, которые определил ему по цвету педагог:
«В саду растут цветочки», «Воздушные шары», «На полянке» — подобрать серединку нужного цвета; «Еду-еду на машине», «Паровозик» — подобрать колёса по цвету; «Прилетели бабочки» — украсить крылышки бабочек.
Замечательно подходят крышки для развития психических процессов (памяти, внимания, мышления).
«Раскрась цветы крышками цветными» — на готовый эскиз цветка выкладывать нужного цвета крышки.
«Продолжи рисунок» — устанавливать закономерность (на карточках цветные кружочки расположены в определённом порядке, ребёнок должен понять этот порядок и продолжить закономерность).
Также пластмассовая бутылка и крышечки могут стать замечательным тренажёром для развития физического, развития глазомера и меткости.
«Попади птице в клюв» — попасть крышкой в бутылку.
Юлия Доронина, воспитатель высшей категории МОУ детского сада № 236 г.Волгограда
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
ХОТИТЕ ПОЛУЧАТЬ ЖУРНАЛЫ БЕСПЛАТНО?ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ПОДПИСКИ
E-mail*
Имя*
Отметьте издания,
на которые вы хотите подписаться
на которые вы хотите подписаться
65266
65924
23018
Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей производится два-три раза в неделю.
Подписаться