Воспитание «по-никитински»

Продолжая нашу тему о методиках раннего развития детей, нельзя не вспомнить и о системе Никитиных. В советское время именно они продемонстрировали принципы своей системы «в деле» на примере собственной семьи, стали примером для подражания и сломали устойчивые стереотипы воспитания детей. Они показали, насколько важно родительское участие в жизни детей и заложили основы отечественной педагогики.
Воспитание «по-никитински»
Разговоры об этой удивительной многодетной семье пошли, когда люди заметили нескольких не по годам развитых детишек: закалённых, в отличной физической форме и с высоким интеллектом. Уже в три-четыре года они хорошо считали, решали головоломки, читали и выполняли сложные гимнастические упражнения.

В чём же суть этой методики?

По мнению Никитиных, очень важно прислушиваться к мнению и желанию детей, к их увлечениям. Ни в коем случае нельзя навязывать им учёбу и принуждать делать то, к чему они не проявляют никакого интереса. У детей должна быть полная свобода, а задача родителей – помочь им разобраться в сложных ситуациях, не мешать их развитию, не давить на них. Главное внимание уделяется развитию творческого мышления и знакомству с окружающим миром через повседневный труд и «общение» с природой.

Принципы методики Никитиных:

  • Обязательное участие родителей в жизни своих детей, совместные игры и занятия, неравнодушие к их маленьким «победам».
  • Создание условий для занятий спортом и творчеством, наличие необходимого инвентаря, снарядов, игр и игрушек. С раннего детства игры и спорт должны стать неотъемлемой частью жизни ребят для развития в их естественном ритме.
  • Не перегревать детей, одевая их чуть легче, чем обычно, и давать постоянный доступ к свежему воздуху.
  • Дать детям свободу выбора в творчестве и спорте, чередовать любимые занятия в течение дня, не принуждая их к определённому графику. Дети сами должны подбирать себе интенсивность нагрузок и распределять своё время.
  • Создавать детям «опережающие условия» в развитии. Если ребёнок проявляет интерес к цифрам, пусть среди его игрушек появятся счёты, счётный материал и математические настольные игры.

Особенности «никитинских» игр

Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста, большая часть которых представлена в виде кубиков. Все игры делятся по возрастным категориям и отличаются по сложности. Давайте вспомним самые известные из них! Игры для детей от 2-х лет – «Сложи квадрат» и «Кирпичики», для детей от 3-х лет – «Дроби», для детей от 4-х лет – «Сложи узор», для детей от 5-и лет – «Кубики Никитина для всех» и «Уникуб».

Однако, играя с детьми, родители должны следовать некоторым рекомендациям:

  • Не объяснять ребёнку никаких правил, не помогать и не подсказывать! Малыш должен вовлекаться в учебный процесс Особенности «никитинских» игртолько с помощью игр. Если он пока не готов решить поставленную перед ним задачу, стоит вернуться к менее сложным примерам.
  • Не навязывать игру, если у ребёнка неожиданно пропал к ней интерес. В этом случае лучше найти альтернативу и попробовать заинтересовать его другими видами творчества.
  • Дети должны получать удовлетворение от игр и проделанной работы, задания не должны быть им в тягость.
  • Любые развивающие игры не должны исчерпываться заданиями с инструкций. Каждый ребёнок индивидуален и может придумать свои правила игры или внести некоторые изменения в уже существующие.
  • Все решения задач представляются в виде узоров и картинок на плоскости или объёмных сооружений, то есть они все должны быть осязаемыми. Ребёнок должен видеть результат игры.

Но, как и любая другая методика, система Никитиных имеет ряд минусов, о которых также необходимо упомянуть.

Во-первых, к оздоровлению детей нужно подходить системно и индивидуально. Есть дети, которые не переносят чрезмерного закаливания и тяжёлых физических нагрузок. Во-вторых, это проблемы адаптации в обществе. Учителям не всегда удаётся найти правильный подход к детям, развивающимся на порядок быстрее их сверстников, а самим детям трудно найти «общий язык» с их одноклассниками, тем более, что зачастую те просто «перепрыгивали» через классы и становились в них самыми младшими. И, в-третьих, методика не уделяет должного внимания эмоциональному развитию ребёнка.

Будете вы следовать данной методике раннего развития при воспитании своего ребёнка или нет, как всегда решать только вам! Главное не допускать две крайности: заорганизованность и заброшенность малыша. У всех детей должно быть право выбора, возможность для самостоятельной деятельности и, конечно, время на общение с любимыми родителями.

Ирина Переверзина, педагог начальной школы

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*