Мама, я плохой?

Именно в дошкольном возрасте происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности. Развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов. Очень важно в Мама, я плохой?этот период помочь ребёнку осознать кто он такой.

Любому родителю хочется, чтобы его ребёнок был успешным, уверенным в себе человеком, дружелюбным и легко строящим контакты с людьми. Наиболее важным фактором для формирования правильной самооценки, конечно, является влияние семьи, существующей системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. Если вы замечаете, что ваш малыш часто пребывает в плохом настроении, грубо реагирует на просьбы и приказы, высказывается о себе негативно, это повод задуматься.

Вы, конечно, имеете своё мнение об отношениях в семье. Однако у ребёнка оно может быть совсем иным. Порисуйте с малышом! «Рисунок семьи» — это известный всем психологам тест, который доступен каждому. Попросите малыша изобразить вашу семью. Обратите внимание на краски, которые использует ребёнок, на размещение и размер фигур. Попросите малыша объяснить, кого и почему он так нарисовал. Если вас настораживает рисунок малыша, через некоторое время повторите работу, но уже вместе. Так, направляя ребёнка, вы поможете ему посмотреть на внутрисемейные отношения с другой стороны.

В старшем дошкольном возрасте допускается слегка завышенная самооценка. Это помогает при адаптации к школьной жизни.

Самооценку малыша легко определить с помощью теста «Лесенка», который можно использовать для детей от 3-х лет. Эта игра — повод поговорить с малышом о человеческих качествах и о нём самом. Нарисуйте на листе бумаги лесенку из 10 ступенек. После этого покажите её ребёнку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, грубые, завистливые) мальчики и девочки, на второй ступеньке – чуть получше, на третьей ещё лучше и так далее. А вот на последней, верхней ступеньке стоят самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Очень важно, чтобы ребёнок правильно понял расположение на ступеньках! А потом попросите малыша нарисовать себя на этой лесенке. Если ребёнок поставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка. Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю — средняя (адекватная). Если на 8-й, 9-й, 10-й — самооценка завышена.

Адекватная самооценка помогает ребёнку лучше оценивать свои силы и рассчитывать свои возможности.

Взрослым известно, что мир постигается ребёнком через игру. А наиболее важным фактором, влияющим на развитие самооценки у детей, выступает общение с взрослыми. Поэтому совместная игра, времяпрепровождение — ключ к Самооценка ребенкаформированию самооценки вашего малыша. Существуют даже специальные игры, направленные на поднятие самооценки у детей.

Игра «Скульптура» учит владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение. Попросите своего малыша изобразить: ребёнка, который ничего не боится, ребёнка, который всем доволен, ребёнка, который выполнил сложное задание и т.п. А потом пусть малыш даст вам своё задание. Подумайте вместе, какие фигуры приятно изображать, а какие — не очень.

Игра «Зеркало» поможет ребёнку посмотреть на себя со стороны и почувствовать себя более раскованно. Малыш выполняет любые движения, показывает любые эмоции, а родитель повторяет их. Игру можно усложнить: попросить изобразить характерные эмоции другого человека. Вашей задачей будет угадать, кого показывает ребёнок, и поразмышлять, как надо себя вести.

Игра «Кто я?». С помощью этой игры ваш ребёнок сможет сформулировать своё отношение к самому себе, расширить осознание своих качеств. Кроме того, игра способствует сближению с родителями. Вы и малыш должны попеременно отвечать на вопрос «Кто я?». Начать можно с простого: «Я девочка», «Я сладкоежка», а затем, с помощью родительского примера можно нацелить ребёнка на более глубокое самовосприятие.

Поиграть с пользой на детской площадке или на детском празднике можно в игру «За что меня любит мама?». Детишки усаживают в круг и начинают отвечать на этот вопрос. Положительные эмоции и групповая форма работы обеспечивают ярко выраженный результат: поднятие самооценки. Будьте готовы, что ребята немного пофантазируют. А дети постарше обязательно придут к выводу, что мама их любит просто за то, что они есть.

Вот несколько советов родителям, которые заботятся о формировании правильной самооценки своих детей.

  • Избегайте публичных порицаний и замечаний! Лучше отвести малыша в сторонку и тихо объяснить ему, в чём он не прав.
  • Не сравнивайте своё чадо с другими детьми. Особенно, если считаете кого-то лучше.
  • Обязательно отмечайте успехи ребёнка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи или знакомым.
  • Старайтесь не акцентировать внимания на ошибках, неудачах. Поправить нужно, зацикливаться на этом – нет.
  • Приободряйте малыша во всех начинаниях и хвалите даже за незначительные самостоятельные поступки.

И, конечно, родители должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая ребёнка. Разлад между членами семьи влияет, прежде всего, на детей, пусть даже это не заметно с первого взгляда.

Олеся Маст, педагог-психолог

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*