"Игры и Игрушки" №3-2014
Японский кроссворд
На прошлом занятии мы находили ключевые блоки — строки или столбцы, все клетки которых можно сразу определить однозначным образом. Далее крестиками заполняли выявленные свободные клетки, снова и снова повторяли этот приём, и, в конце концов, получали зашифрованную картинку.
Не всегда бывает так, что строки или столбцы определяются так очевидно, однозначным образом. Разберём более сложные приёмы, используемые при решении кроссворда «Чашка» (Рис. 1).
Напомним, что цифры 7 и 2 в первой строке левой части кроссворда означают, что в этой строке имеется две группы закрашенных клеток, причём левая группа имеет семь таких клеток, а правая — две. Между этими группами находится хотя бы одна пустая клетка. Номера строк указаны в правой части кроссворда. Аналогичная кодировка применяется и для столбцов; например, в столбце К имеются две группы клеток, каждая из которых состоит из одной клетки.
Для начала выявим ключевые столбцы: Г, Д, Е, в которых все клетки могут быть закрашены. Закрасим их и увидим, что самая нижняя строка, седьмая, уже определена, так как в ней находятся только три закрашенные клетки, которые мы уже заполнили при закраске столбцов. Помечаем свободные клетки этой строки крестиками.
Далее мы выявляем однозначно определённые клетки столбцов В и Ж и закрашиваем в них по шесть оставшихся клеток. После этого мы увидим, что клетки предпоследней, шестой строки, уже тоже однозначно определены. Помечаем их крестиками. Аналогично поступаем со столбцами Б и З, в которых по пять однозначно определённых закрашенных клеток (Рис. 2).
Как же решать кроссворд дальше? Обращаем внимание на первую строку. В ней две группы: из семи клеток и из двух. Семь клеток первой группы мы уже закрасили, следовательно, мы можем считать, что первая клетка в этой строке свободна, и девятая — тоже (так как, согласно условиям, одна группа не может примыкать ко второй и между ними должна находиться хотя бы одна клетка фона). Ставим туда крестики. Аналогичные действия проделываем для пятой строки, в которой тоже расположена группа из семи уже закрашенных клеток.
Теперь можно увидеть, что однозначно определены клетки столбцов А и И, и закрасить их. Далее выявляем, что первые группы из девяти клеток в строках 2, 3 и 4 однозначно определены, отделяем их от вторых групп крестиками, аналогично тому, как делали для первой и пятой строк (Рис. 3).
Далее обращаем внимание, что обе группы столбца К, имеющие по одной клетке, уже определены, и закрашиваем их. Ставим крестики в остальные клетки строки 5, так как все закрашенные клетки в ней теперь уже определены.
В первой строке вторая группа состоит из двух клеток, поэтому закрашиваем и вторую клетку этой группы. Последняя клетка в этой строке — пустая, ставим туда крестик (Рис. 4).
В предпоследнем столбце Л находятся две группы. Так как между ними должна быть хотя бы одна пустая клетка, ставим крестик под верхней клеткой. Таким образом, мы нашли последнюю закрашенную клетку второй строки — на поле М2 (Рис. 5).
Далее, учитывая, что в последнем столбце М находится группа из двух клеток, а первую из них мы уже определили, закрашиваем и вторую — на поле М3. На полях М4 и Л3 ставим крестики и находим последнюю закрашенную клетку — на поле Л4 (Рис. 6).
Попробуйте теперь решить следующие задания (справа).
Играйте с нами, играйте как мы, играйте лучше нас!
В компьютерные версии подобных кроссвордов можно поиграть на сайте детских компьютерных игр «Логозаврия: умные игры для умных детей, родителей, учителей» www.logozavr.ru, в разделах для детей 7–8 лет.
Виктор Варченко, доцент кафедры
педагогики и образовательных технологий БФУ им. И.Канта
- Комментарии