• ИгрушкаПоиск
  • Интернет-магазин
  • Наши Журналы
  • Личный кабинет
  • Регистрация Забыли свой пароль?
    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
  • Отдых/досуг
  • Новости
  • 8 (495) 220-53-27

Кубик Рубика

Создана эта замечательная игрушка в 1974 году венгерским архитектором Эрне Рубиком. Она выглядит как кубик, состоящий из 27 миниатюрных кубиков. Грани этого кубика окрашены в шесть цветов. При поворотах создаются комбинации буквально космического количества цветовых комбинаций — три миллиарда!

Задача играющего — добиться, чтобы каждая сторона большого кубика стала одного цвета. Случайный поиск мало что даёт для решения задачи, так как возможны 43 квинтиллиона комбинаций маленьких кубиков. Если осуществлять наугад хотя бы по десять различных комбинаций в секунду (что уже само по себе сложно), то для решения задачи понадобятся миллионы лет. Поэтому надо действовать разумно — думать, куда, что и зачем вертеть. Тренировка сообразительности и увлекательность поиска решения задачи сделали эту игру популярной во всём мире.

В рекордно короткий срок в начале 1980-х годов эта игрушка покорила весь мир. В кубик Рубика играли взрослые и дети, играли дома, на работе, в транспорте, на прогулках, на занятиях под партой... Играли студенты СССР и домохозяйки Швеции, бизнесмены Америки и клошары Парижа, учителя и рабочие, хулиганы и интеллигенты, инженеры и художники... Дошло до того, что всерьёз заговорили о рубикомании.

Поначалу, до запуска в производство, кубик Рубика завоёвывал свою славу весьма непросто. Производители игрушек не рассматривали его как новый продукт развлекательного характера и тем более не рассматривали его как детскую игрушку. Вполне возможно, что кубик так и остался бы личным изобретением Эрне Рубика без какой-либо перспективы, если бы судьба не соблаговолила послать изобретателю счастливый шанс в лице Тибора Лакзи... Впрочем, обо всём по порядку.

Эрне Рубик не был единственным изобретателем, запатентовавшим свой кубик. Более того, он отнюдь не лидер в списке претендовавших на авторство игрушки изобретателей. Но так сложилось, что всемирную популярность завоевала именно его игрушка, пройдя все испытания на тернистом пути к славе.

Дело в том, что патенты на подобные кубику конструкции выдавались в различное время в разных странах: в Англии, в Америке, в Японии... Но именно Венгрия победила в неравной схватке с империалистическими державами, которые в полном смысле слова прошляпили свой шанс завоевать умы и руки населения всего земного шара.

Изначально занимательная головоломка Эрне Рубика была придумана совсем не в качестве игрушки. Архитектор Рубик всерьёз увлекался геометрией и трёхмерным планированием, преподавал студентам в Академии прикладных искусств и ремёсел Будапешта архитектуру и дизайн, а чтобы им было проще постигать простые законы столь сложных наук, самостоятельно изготавливал наглядные материалы для занятий. Стремясь развить у своих студентов навыки абстрактного мышления и пространственного воображения, Эрне Рубик придумал для них новую конструкцию и задачку к ней. Именно это наглядное пособие и трансформировалось затем в ставшую всемирно известной головоломку.

Прообразы сверхпопулярной в будущем игрушки были сделаны из бумаги и картона, чуть позже Эрне Рубик сконструировал для своих студентов куб из дерева. Этот деревянный куб был собран из 27 кубиков, грани которых были окрашены в разные цвета. Задача для студентов была такова: заставить все кубики двигаться на своих местах без нарушения их единства. Решили студенты задачу или нет — осталось тайной, зато известно, что сам автор потратил немало сил, чтобы добиться лёгкой подвижности элементов. В качестве крепёжного элемента Эрне Рубик использовал и резиновые стяжки, и магниты, и особые выступы и углубления. Однако ничего не помогало, упрямый кубик разваливался, элементы не отличались особой подвижностью, а потому изобретатель упорно искал решение.

Центровой внутренний куб, к которому, собственно, и крепились остальные маленькие кубики, был замещён на скрепляющий механизм в форме цилиндра, количество граней сократилось со 156 до 54, а центральные кубы граней стали неподвижными.

К слову сказать, ни сам автор пространственной задачи, ни его студенты не задумывались о возможности собирать грани одного цвета. Кому из студентов и когда пришла в голову столь блестящая идея, неизвестно, однако, как только предположение о такой возможности было высказано, Эрне Рубик занялся её воплощением. Через месяц архитектор понял, что обыкновенное наглядное пособие для студентов может стать забавной игрушкой-головоломкой для массового потребителя. Он запатентовал свой кубик и начал искать тех, кто занялся бы производством его детища.

Кубик мог бы так и остаться невостребованным и пылиться на полках магазинов или квартир и проживать свою нескладную жизнь, а затем и вообще кануть в Лету, если бы не немецкий компьютерный предприниматель с венгерскими корнями Тибор Лакзи, часто бывавший по делам в Будапеште. Как-то во время очередного визита на родину Лакзи увидел в пустом кафе официанта, увлечённо собирающего головоломку. Надо сказать, что сам Тибор всерьёз увлекался математикой, поэтому незнакомая игрушка привела его в восторг. К тому же дала себя знать и предпринимательская жилка: венгр из Германии быстренько и, как показала практика, прозорливо оценил будущий успех новой игрушки и связался с автором, Эрне Рубиком, чтобы обсудить вопросы продвижения головоломки.

И вот в 1979 году в Нюрнберге открывается традиционная ежегодная выставка игрушек. Ярмарка популярная, престижная, и Тибор Лакзи отправился туда, прихватив творение Рубика. Но если вы думаете, что он ходил и предлагал кубик производителям или выставил его на стенде как экспонат или начал как-то его рекламировать, то вы ошибаетесь. Лакзи просто ходил по выставке, крутя кубик в руках как бы между делом и ожидая интереса окружающих. И хотя ожидания не оправдались в полной мере, хитрому Тибору удалось завоевать внимание, а потом и привлечь к сотрудничеству изобретателя игр, основателя лондонской компании «Seven Towns Ltd.» Томаса Кремера.

Эрне Рубик начал сам представлять новую на мировом рынке игрушку на различных выставках в Лондоне, Париже, Нью-Йорке и Нюрнберге, и заказы на головоломку посыпались как из рога изобилия.

В итоге головоломка венгерского преподавателя архитектуры объединила разных людей, она разрушила барьеры между поколениями и слоями общества, поставив перед всеми одну цель — собрать воедино одноцветные грани. О масштабах всеобщего помешательства можно судить по тому, что в некоторых странах кубик Рубика входил в ресторанную сервировку стола и располагался рядом с перечницей и солонкой... Правда, вряд ли эти рестораны получали большие прибыли: посетители зачастую забывали не то что поесть, но и даже заказать еду.

В медицине появился новый термин — синдром Рубика: от непрерывной многочасовой игры у людей сводило запястья, болели суставы. Те, кому так и не удалось собрать головоломку, прозвали её венгерским кошмаром.

Настоящей жертвой изобретения стал британец Грэм Парк. Над кубиком он бился... 26 лет! За эти годы он заработал себе бессонницу, радикулит, чуть не лишился семьи, но упорно отказывался от чьей-либо помощи, решив во что бы то ни стало собрать коварную головоломку самостоятельно. Когда ему наконец это удалось, 45-летний мужчина, по словам родственников, разрыдался, как ребёнок.

В Советский Союз кубик Рубика официально попал в 1981 году. Поначалу его завозили как импортный товар. Но дорогую игрушку не каждый мог себе позволить. И решили производить творение Рубика в самом Союзе. Права на производство головоломки на российских просторах обошлись государству в 3 млн долларов! Но эти затраты быстро окупились. Журнал «Наука и жизнь» на протяжении длительного времени публиковал статьи о том, как собрать кубик. Схемы сборки занимали целые страницы, но для кого-то они всё равно оставались тайной за семью печатями. Люди разделились на две категории: кто умел собирать кубик и кто не умел. Последних было больше...

Однако те, кто входил в немногочисленную категорию умеющих собирать кубик, начали проявлять вокруг игрушки недетскую активность. Стали организовываться чемпионаты по сборке кубика Рубика. Кубик собирали на скорость, на определённые цветовые комбинации, на время, за которое один человек может собрать подряд много-много кубиков (пока хватит сил или пока руки не отвалятся). Эти чемпионаты были международными, не говоря уже о чемпионатах города или отдельно взятых учебных заведений. Ставились мировые рекорды: кто-то собирал кубик за какое-то количество секунд, в таком-то городе одновременно собирало кубики такое-то количество человек...

После того как кубик завоевал весь мир, у него нашлось множество «продолжений». Со временем он претерпел изменения и предстал в виде пирамидки, змейки и шара. Однако ремейки игрушки, как водится, не достигли высот популярности первой модели, хотя совсем безвестными их не назовёшь. Причина одна — они и попроще, и выглядят не так совершенно. Ведь что ни говори, а Рубик в чём-то прав: куб — самая стабильная система состоит из сегментов 3х3, а число 3, как известно, система нестабильная, хотя и устойчивая. Тут есть о чём задуматься...

Сегодня Эрне Рубик возглавляет студию своего имени, разрабатывает видеоигры, не оставляя, впрочем, свою любимую архитектуру, которая, собственно, и заставила его придумать это чудо, получившее почётнейшее звание «игры XX века».

Дарья Алексеёнок

Комментарии (0)

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.